«Недаром помнит вся Россия…»

14 сентября 2012 - Администратор
«Недаром помнит вся Россия…»

Лесосибирцы участвовали в реконструкции Бородинского сражения в подмосковье.

7 сентября огненными чернилами вписано в историю России: ровно 200 лет тому назад у села Бородино (в 125 км от Москвы) произошло крупнейшее сражение Отечественной войны 1812 г. В нем не на жизнь, а на смерть сошлись 112 тысяч русских солдат под командованием фельдмаршала Михаила Кутузова и 136 тысяч французских под предводительством императора Наполеона Бонапарта.
А спустя две сотни лет 2 сентября на огромном подмосковном поле, как и тогда «смешались в кучу кони, люди». Две великие армии сошлись, чтобы дать генеральное сражение. Тысячи участников битвы. Десятки тысяч зрителей, в том числе потомки героев войны 1812 года, а также российские и зарубежные политики.

Реконструкция событий поражала масштабом и достоверностью. Две тысячи участников, из них около двухсот – иностранцы: французы, американцы, чехи, поляки, немцы.
Кто-то приезжает сюда уже больше 20 лет подряд, кто-то впервые. Дебютом стал этот день и для лесосибирцев. О том, как военная история может без войны взять в плен, и о том, как стать другим человеком, нам рассказал участник клуба военно-исторической реконструкции, действующего при православной гимназии, Константин Бауэр.
Лица клуба – это несколько старшеклассников, увлеченных историей, и четверо взрослых абсолютно разных профессий. Руководит клубом Сергей Владимирович Афанасенко, казак, преподаватель православной гимназии, человек, для которого история не просто страницы учебника, а возможность ее воссоздания.
- Сергей Владимирович в реконст­рукторском движении участвует довольно давно,- рассказывает Константин. Примерно год назад он организовал это двидежие и в нашем городе. Этапом, предшествующим организации клуба, стало открытие Сергеем Владимировичем музея военной истории, где сегодня собраны образцы костюмов войн различных эпох.
Затем он сумел собрать вокруг себя энтузиастов, и сегодня, подводя итог работы клуба за год, можно смело сказать, что сделано было немало. Мы успели побывать в Красноярске на V фестивале военно-исторических клубов и воссоздать Бородинское сражение на острове Татышева. Также мы принимали участие в шествии на Дне города Енисейска. А теперь еще и съездили в Москву на Бородинское сражение.
Мундиры, оружие, диспозиция, атаки и контратаки вокруг Багратионовых флешей, штурм батареи Раевского, рейд русской конницы во фланг французской армии – все в максимально возможной степени было приближено к историческим реалиям.
Что интересно, во время репетиции пехоту, частью которой стали наши земляки, ставили на одном месте поля. А во время сражения их позиция была немного смещена.
Как пояснили старожилы реконструкций, все это делалось для того, чтобы перемещение бойцов не выглядело заученным. Наш Томский пехотный полк оборонял, как и положено по истории, батарею Раевского. Правда, по истории она была на возвышении, но вот на реконструкции ее изображал вал из мешков. Именно на батарею Раевского французская армия направила практически всю мощь своей артиллерии. Сегодня здесь стоит памятник русским воинам, проявившим чудеса героизма.
Примечательно, как историки описывают погоду, которая была на Бородинском поле 200 лет назад. В 1812 году было так же прохладно, так что зрители, пришедшие посмотреть реконструкцию сражения, прекрасно понимали, как проходила эта битва.
- Да, в день реконструкции моросил дождь. Так что мы немного промокли. Пришлось «замки» ружей прямо на поле завязывать тканью, платками, чтобы они не намокли,- вспоминает Костя. — По намокшей земле и траве было тяжело передвигаться – ноги скользили. Реконструкторы сочли все это добрым знаком – редко когда выпадает погода, совпадающая с реалиями того времени.
На Бородинское поле приехали десятки потомков тех, кто сражался здесь 200 лет назад. Прапраправнуки Кутузова, Наполеона, Дениса Давыдова. Здесь же Валери-Жискар Д’Эстен, бывший президент Франции. Его предки тоже были в Наполеоновской армии.
Как рассказывает Константин, во время генеральной репетиции они видели правнучку Наполеона, проехавшей мимо них на коне.
Жили участники реконструкции в лагере в палатках. Для большего исторического соответствия им разрешалось пользоваться только самым необходимым из современных вещей: спальный мешок и мобильный телефон – это максимум.
Несмотря на то, что в 1812 году Бородинская битва началась в 5 утра, воскресную реконструкцию было решено начать во второй половине дня. Прежде всего для того, чтобы ее воочию увидело как можно больше зрителей.
- После завтрака нас предупредили, чтобы мы в три часа дня были на поле для смотра. Приведя форму в порядок, маршем выдвинулись в сторону Бородинского поля. Здесь нас осмотрели организаторы мероприятия и дали «добро» на участие полка в реконструкции. То есть наш внешний вид соответствовал той эпохе. И так был осмотрен каждый полк. Нам разрешили встать в лесу, чтобы скрыться от дождя. Как только он немного стих, все солдаты вышли на поле и снова построились. После парада генерал нам дал команду выдвигаться на позицию, возле артиллерийской батареи. Наш Томский пехотный полк объединили с уфимским. Мы оказались практически в центре плац-театра, где и разыгралось сражение. Я, честно говоря, не понял — как начался спектакль. Как-то само собой с разных сторон зазвучали команды, послышались выстрелы пушек, и стало понятно: началось.
Одна за одной перед зрителем разворачиваются батальные сцены, бой идет, кажется, на каждом участке плац-театра: вот стреляют друг в друга стройные шеренги воинов, их окружают кавалеристы, в то же время палит пушка, дым из которой вьется над полем.
В этом году впервые были представлены все эпизоды битвы. Не один какой-то, как это было раньше, а на километровом расстоянии по фронту было изображено все то, что происходило с правого и левого фланга одновременно.
- Нам пришлось защищать батарею Раевского от атак французов. Наполеон строил большие планы на эту батарею, поэтому здесь развернулась страшная битва. По истории она переходила из «рук в руки» несколько раз, и на реконструкции нам пришлось отбить несколько атак французской армии. В рукопашной схватке было разрешено только толкать противника, не пропуская его на свои позиции.
После второй атаки настолько мы вошли раж, что просто забывали, что это только игра. Кто-то падает и уже наступаешь на упавшего. В одной из схваток я услышал крик сержанта «Не звереть! Не звереть!» Земля мокрая – никто не хочет падать и мараться, поэтому и приходится держаться на ногах до последнего. Да и поэтому зритель почти не видел «трупов» на поле. А обычно всегда кто-то не против упасть, изображая мертвого. По негласным правилам «убитый» может подняться минут через десять и вернуться в строй. Поэтому не исчезала иллюзия того, что и павшие есть на поле боя и сражение продолжается.
Самое интересное это стоять в «каре», сдерживая атаку кавалерии. Это довольно зрелищно и абсолютно непередаваемо, когда на тебя скачут кони. Умом понимаешь, что это всего лишь реконструкция и все довольно условно, а все равно дух захватывает. Можно представить как кирасиры вламывались в строй, сметая пехоту как кегли, а кони ржали и падали, натыкаясь на штыки.
А еще нам было дано указание не улыбаться. Ведь это реконструкция – а в настоящем сражении бойцам не до улыбок. Наоборот поощряется грозное выражение лица, яростные крики. Офицер нам так и говорил: «А ну сделали зверские лица! Ух, зверьё!»
Проходит время, русские войска смещаются, все чаще мелькают чужие знамена и мундиры, там, где только что стояла русская пехота, выстраиваются французские батареи. А вот, окидывая публику презрительным взглядом, проезжает вдоль зрителей сам Наполеон со своей свитой. И становиться понятно, что сражение все-таки проиграно.
Звучит победная музыка, со всех флангов начинаются непонятные перестроения, и все принимавшие участие в битве реконструкторы ровной шеренгой выстраиваются лицом к публике. Гремят пушки, звучат аплодисменты. Пусть сражение проиграно, но позже русская армия дойдет до Парижа, это знают зрители, знают реконструкторы, знает и Кутузов с Наполеоном, которых солдаты встречают троекратным «ура». Диктор в рупор объявляет о завершении сражения. Оно длилось полтора часа, в то время как настоящая Бородинская битва продолжалась 12 часов.
Лучше всего итоги сражения подвел сам очевидец, участник и инициатор Бородинского сражения — великий Наполеон Бонапарт: «Битва на Москве-реке была одной из тех битв, где проявлены наибольшие достоинства и достигнуты наименьшие результаты. Французы в ней показали себя достойными одержать победу, а русские заслужили право быть непобедимыми».
«Заслужившие право» расходятся по своим лагерям: там их ждет костер и горячий обед. А после променад по полю и танцы…
- Все необходимое для экипировки мы делаем своими руками,- рассказывает Константин.- В основном эта задача легла на нашего руководителя – Сергея Афанасенко. Он у нас на все руки мастер. Такое оружие, как тесак, мы заказывали у профессионального токаря, правда, он получился не 100% аутентичным.
Необходимость соответствия эпохе, особенности кроя, которым мы досконально следуем, не позволяют сдать заказ в ателье. Да и ни одно ателье не возьмется за такую работу. Фалды, обшлага, выпушки, даже нижнее белье шьют именно таким, какое носили в то время.
Баталии — это, надо сказать, очень травмоопасное занятие. Бывают серьезные травмы – а как уберечься, когда сотни человек сходятся со штыками наперевес?
- Ссадины дело обычное. Кавалеристы падают с лошади – вот тебе и синяк, ушиб. Малейшая ошибка при заряде мушкета — и он может разорваться прямо в руках, как это произошло с одним молодым человеком прямо на Бородинском поле. А что уж говорить о том, что произойдет, если ошибутся артиллеристы? Конечно, сейчас не используются ядра и пули на реконструкции. Только порох да саперные дымовые шашки. Да и то они устанавливаются и контролируются профессиональными пиротехниками. В принципе все реконструкторы люди взрослые, адекватные и прекрасно понимают значение техники безопасности и следуют ей.
А вечером, после репетиций были традиционные посиделки у костра. Кто занимается своей одеждой – латает, чистит, кто-то проверяет оружие, кто-то ужинает – котелок с едой и котелок с чаем всегда у костра. Кто-то дремлет. Можно прогуляться по лагерям – пообщаться с другими реконструкторами, перенять опыт того как, например, он изготовил ту или иную деталь экипировки, узнать новые подробности истории.
Французы регулярно с наступлением темноты устраивали «фаер-шоу», в нескольких местах слышались звуки гитары. В лагерь возвращались усталые часов в пять вечера.
Готовили мы сами в общем котле и на всех, из продуктов, привезенных с собой. Хотя можно было получить и горячий паек из полевой кухни, рассчитанной на все лагеря. Располагались биваки согласно «землячеству». Например, мы, лесосибирцы, уже встречались в реконструкторах с томичами, завели знакомство, вот и пристроили свою палатку к их лагерю. Кроме того, учитывалась и специализация войск. Пехота рядом с пехотой. Красноярцы, изображавшие французов, были ближе к «своим».
А на вопрос, почему лесосибирцы, представляли солдат именно 24-го Томского пехотного полка, Константин рассказал, что в те времена Красноярский край входил в состав Томской губернии, поэтому наши земляки и решили поддержать, родное, сибирское воинство. Кстати, в реальной истории «томичи» все до одного полегли, защищая батарею Раевского. Но, тем не менее, не отдали ее французам, отстояли. И от того, что воссоздаешь именно этот подвиг, вдвойне испытываешь гордость.
Клуб «Музея православной традиции русской армии и военно-исторической реконструкции» действующий при православной гимназии, приглашает всех желающих, кто не равнодушен к истории, независимо от возраста вступить в свои ряды. В планах клуба воссоздание не только эпохи наполеоновских воин.

Ксения Заостровцева


Источник:Газета "Заря Енисея"

Похожие статьи:

Новости«Люблю историю родной страны»

НовостиВ день славянской письменности

НовостиРеконструкция бородинского сражения в Лесосибирске

Рейтинг: 0 Голосов: 0 1920 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!