Мемориальный поход в Маковское

23 августа 2013 - Администратор
article1133.jpg

Цель – установить в Маковском Поклонный крест казакам-первопроходцам, пройдя в летний период по зимнику, почувствовав на себе, на своих ногах, на своей спине снаряжение и продукты на 6 суток.

За полтора года до похода много было разговоров, обещаний, которые так и остались обещаниями (крест не был изготовлен и не доставлен в Маковское, табличку не изготовили), страшилок-пугалок (комары, клещи, медведи, несчастные случаи, грязь), требований переноса даты выхода. На форуме поднимали панику, устраивали беспочвенный ажиотаж, была дезинформация. И вот в апреле на Совете атаманов Енисейского отдела я категорически заявил: выход будет в середине июня 2013 года, даже если придётся идти одному.
Зимой по зимнику на машине ездили в Маковское на разведку, решили с местными интересующие нас вопросы, получили обещание в помощи изготовления креста на месте. Был разработан, размножен и распространен агитационный листок, где подробно было сказано о походе, его цели, минимуме необходимого снаряжения и продуктов. Последний и самый массовый вариант имел следующий текст:
«Для строительства острога на Енисее недалеко от устья Верхней Тунгуски (р. Ангара), в 1618г. из Кетского острога вышел отряд служивых людей под предводительством Петра Албичева и Черкаса Рукина. В то время в Сибири различие между казаками и стрельцами было очень условно, поэтому всех их называли служивыми людьми. Прибыв к осени к водоразделу между реками Кеть и Кемь, служивые решили перезимовать на Кети. Так появился Маковский острожек (первоначальное название – Намацкий или Намаковский, по имени кетского князька Намака). Возникший как укреплённое место зимовки отряда, Маковский острог в дальнейшем, на протяжении всего ХVII века, выполнял роль хозяйственной базы: предназначенные для восточно-сибирских городов припасы, прежде всего хлебные и соляные, в период навигации доставлялись по р. Кеть в Маковск, где размещались в «государевых амбарах». Затем по зимнику перевозились в Енисейск. С наступлением новой навигации из Енисейска их перевозили дальше, в места назначения – Красноярск, Якутск, Забайкалье. Маковское являлось пуповиной, через которую долгие годы питались Восточная Сибирь и Дальний Восток, шло сообщение на восток и обратно.
В наше время с. Маковское утратило хозяйственное значение, осталось в стороне от транспортных потоков. С ближайшей деревней Ялань, стоящей на дороге федерального значения, сообщается зимой по зимнику. В остальное время года наземный путь по силе только технике высокой проходимости. Предлагаем установить традицию: каждый год в летний период совершать пеший переход Ялань – Маковское. Побывать в этих святых для казаков местах, почтить память героев, идущих в неизвестность для возвеличивания своего Отечества. Прочувствовать на себе хотя бы десятую, сотую часть того, что пришлось вынести православным в то далёкое лето 1618 года. По туристической классификации этот маршрут с трудом дотягивает до I категории, и очень удивляет, что люди, считающие себя казаками, до сих пор не освоили этот путь.
Пешая часть маршрута Ялань – Маковское Енисейского района проходила по зимнику протяжённостью 68 км. В летнее время это просека через сибирскую тайгу, которую трудно назвать дорогой, особенно после дождя. Каждый день похода был подробно распланирован организаторами.
На 14 июня намечен сбор участников. Этот день был посвящён ознакомлению достопримечательностей Енисейска и Лесосибирска. Вечером по случаю похода состоялся молебен в церкви Андрея Первозванного. После этого участники автотранспортом подъехали к деревне Ялань, где и заночевали.
В Ялани началась пешая часть пути. 15 июня в 9 утра вышли из деревни и прошли первые 26 километров, остановившись на ночёвку у реки Рыбной на месте бывшей деревни Рыбная. 16 июня казаки прошли ещё 14 километров до реки Якунька, затем 15 до речки Таха. 17 июня пришли в село Маковское. Ознакомились с его окрестностями и приступили к изготовлению Поклонного креста казакам-первопроходцам. 19 числа состоялась торжественная установка Поклонного креста, и казаки отправились в обратный путь.
Такое путешествие, конечно же, требовало серьёзной подготовки. Участники похода понимали, что идти им придётся по зимнику в летний период, возможно, по грязи, в районе, обильно насыщенном гнусом, клещами. Брали с собой только самое необходимое, так как всё туристическое снаряжение, одежду, спальные мешки, аптечки, продукты питания приходилось нести на себе.
Путешествие осложняло ещё и то, что село Маковское находится вне зоны доступа сотовой связи, с внешним миром сообщение по спутниковому телефону, два раза в сутки на несколько часов для подачи электроэнергии в селе запускается дизель-генератор.
Тщательно подготовили участники похода и процесс питания в долгом пути, так как продукты необходимо было рассчитать на все дни – надеяться на местный магазин, особенно по части хлеба, им не рекомендовали.
Когда наступил долгожданный момент и группа из 6 человек выступила из Ялани на запад, по направлению к Маковскому, они не представляли, что на многих участках пути нет ни ручьёв, ни речек. Воду можно найти только в лужах. Дорога прорезала хвойный лес, полян не было. Путешественники вынуждены были часто и подолгу отдыхать – дорога оказалась намного ужаснее, чем предполагали: страшны были не лужи и грязь, передвижение затруднялось из-за засохших комков грязи от гусениц тракторов и танкеток, из-за чего невозможно было поставить ногу прямо. Результат – мозоли. Жара и комары добавляли неудобства. Чтобы не задыхаться в накомарниках, обливали их водой. У некоторых от жары наступило обезвоживание.
На месте деревни Рыбной стали залечивать первые раны. Обратно должны возвращаться этим же путём, поэтому оставили там продукты на обратный путь, вес рюкзаков значительно полегчал. Шли дальше, солнце нещадно палило. Дорога лучше не стала. Чтобы найти проход через лужи, приходилось идти зигзагом, некоторые лужи обходили, заходя в лес. Из-за такой дороги, жары и сбитых ног до речки Якуньки 14 километров шли 8 часов. Пройдя ещё 5 километров, подошли к речке Антошке, где и остановились на ночёвку. 14 лет назад это было чудное место. После того, как вездеходами запрудили русло, разлившись, речка заболотила огромную площадь, и путешественники с трудом нашли сухое место для палаток.
Дорога весь дальнейший путь лучше не становилась. Жара. Лес изменился, вдоль дороги лиственные деревья. Из-за пуха осин казалось, что выпал снег. Много следов лосей и медведей. Казаки шли дальше, брели, ползли, но упорно продвигались вперёд.
19 июня участники похода проснулись от раскатов грома. Но, к счастью, гроза оказалась «сухой». За три километра до Маковского пошли сосновые боры, беломошник, брусничник, черничник. В 12 часов дня дошли до церкви в Маковском.
В группе был иерей из Подтёсово отец Сергий, участники чувствовали поддержку православной общины Св.-Покровского храма. Маковские жители отнеслись к казакам очень гостеприимно: накормили обедом, истопили баню, выделили дом для житья, закрепили за группой послушника, через которого решались все вопросы. В селе Маковском 6 улиц, официально числится 90 жителей. Есть клуб, школа, почта. Два раза в месяц прилетает вертолёт. Кроме моторных лодок там используются долблёные челны, вёсельные плоскодонки.
Двадцатого июня был изготовлен и установлен 3-метровый Поклонный крест казакам-первопроходцам на указанном месте. Для изготовления и установки маковцы выделили все необходимые материалы и инструменты, помогали советами. К вечеру крест был установлен и освящён отцом Сергием.
На обратном пути путешественники попали под проливной дождь. Из-за дождя стало идти легче: не жарко, комки грязи размокли, ступать лучше, и грязь хорошая – не налипает на обувь. После очередного ночлега обнаружили, что в оставленных у палатки продуктах рылась лиса и была очень не довольна, когда её прогнали. Не доходя до речки Рыбной, впереди дорогу пересекли два медведя. В таких случаях говорят: «Мы с тобой одной крови: ты и я. У тебя своя дорога, у меня своя».
До Маковского шли три с половиной дня, обратный путь занял два дня. Для местных в этом нет ничего героического – они преодолевают такое расстояние за полтора дня. Но участникам похода с большим грузом, мозолями, в жару, с гнусом идти по такой ужасной дороге было тяжко. Но все мужественно перенесли трудности, не высказали ни одного упрёка, свои мучения переносили молча, целеустремлённо продвигаясь вперёд. Вот эти люди: паломники Людмила Примеренко из Подтёсово и Александр Рузанкин из Красноярска, казаки Николай Худолеев (Подтёсово) и Алексей Латышев (Абалаково). Но особое мужество проявил иерей отец Сергий Новиков – с мозолями на ногах он не только дошёл до Маковского, но, стремясь успеть на службу к своим прихожанам, обратно вернулся пешком. Это может показаться пафосным или преувеличенным, но кто был с этими людьми, всегда будут благодарны им.
- Монополии на этот маршрут у меня нет, — рассказывает организаторо мемориального похода Сергей Дубовский. — Все, кто не хотел идти со мной или в назначенные мной сроки, могут совершить этот поход в другое время. Имея у дома 6 соток и за городом ещё 24, время проведения подобных мероприятий мне приходилось согласовывать с полевыми работами. Дорога от Ялани до Маковского такая, что даже слепой с неё не собьётся: карта и компас, не говоря уже про навигатор, тепловизор, спутниковый телефон, оказываются лишними. Другим участникам, более тренированным, кто учел наши ошибки по снаряжению и обуви, если повезёт с погодой, этот маршрут покажется намного легче. Дерзайте. Или вы не преемники казаков-первопроходцев?
В Маковское была ещё одна дорога, южная – из д.Чалбышево севернее притока р. Кеть речки Шайтанки через бывшие населённые пункты Ярчинский и Ларионовский. По расстоянию она не намного длиннее, но более заброшенная, дремучая и, соответственно, намного интереснее для любителей приключений. Для прохождения этого маршрута понадобятся более серьёзные средства ориентирования, чем карта и компас. Предлагаю в 2014 году в Маковское пройти этим более сложным, а значит, и более привлекательным маршрутом.
Почему мы поставили крест? У поморов кресты ставились из-за традиции того времени, и не всегда он предназначался только для верующих. Кресты ставились в следующих случаях: молебные – заменитель церкви; поклонные – в честь какого-нибудь события или лица; обетные – обещанные за положительное решение какого-нибудь события; навигационные – заменитель маяка на море. В Маковском стоит поклонный крест казакам-первопроходцам.
Сколько себя помню, хожу в походы. Маршруты выбираю сам, в основном по непроторенным путям. Приехав в Сибирь, стал осваивать и её просторы. Появилась задумка: пройти по пути освоения Сибири – от Урала до Енисейска. В 1999 году от д.Ялань на велосипеде двинулся на запад, но добрался только до Маковского. В 2007 году после знакомства с красноярским фанатиком велосипедов Черниковым в составе группы на велосипедах прошли путём Ермака, преодолев за 3 недели 1800 км (Соликамск – Орёл-городок – Нижние Чусовские городки – Кын-завод – п. Кедровка – Нижний Тагил – Туринск — Тюмень – Тобольск – Искер – Вагай). Остался непройденным кусок от Вагая до Маковского. В 2002 году был освоен ещё один отрезок первопроходцев: благодаря читинским казакам побывал в местах прохождения отряда атамана П.Бекетова: р.Хилок – Яблоневый хребёт – сплав по р.Ингоде до г.Читы.

Материал подготовила Ирина ДЕНИСОВА

 


Источник:Газета "Заря Енисея"
Рейтинг: 0 Голосов: 0 2587 просмотров
Игорь # 15 февраля 2014 в 05:53 0
Ни слова об Отце Севастьяне?
Казак # 26 декабря 2015 в 14:15 0
Статья очень предвзятая. Организатор все тянет на себя ... хотя именно он вносил раздоры в течении всего похода