Об основных принципах медико-социальной экспертизы и порядке установления инвалидности

27 июля 2017 - Администратор

Комплекс упражнений по развитию двигательной активности

О работе, основных направлениях деятельности и актуальных изменениях в работе учреждения медико-социальной экспертизы рассказывает руководитель бюро МСЭ № 32 Игорь Владимирович Городецкий.

– Мы проводим медико-социальную экспертизу граждан, обратившихся к нам, с целью установления факта наличия инвалидности, группы, причины, срока и времени наступления инвалидности, осуществляем разработку индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида (ребенка-инвалида). Также к нашим функциям относится определение степени утраты профессиональной трудоспособности, разработка программы реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, и ряд других.

Аналогичные нашему бюро существуют в других городах и районах Красноярского края (всего их на данный момент 43), также функционирует Главное бюро (Красноярск) – все они являются структурными подразделениями Федерального казенного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Красноярскому краю» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации. Аналогичная система существует в каждом субъекте РФ.

– Каковы основные принципы и порядок проведения медико-социальной экспертизы?

– Существует законодательная база, которая определяет порядок проведения медико-социальной экспертизы, критерии для установления инвалидности, показания и противопоказания для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и другие важные аспекты предоставления государственной услуги. Именно требованиями законодательства руководствуются специалисты нашего учреждения при принятии решений.

Граждане обращаются к нам по направлению медицинских организаций после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий, при выявлении данных, подтверждающих стойкие нарушения функций организма.

В ходе медико-социальной экспертизы специалисты бюро МСЭ проводят освидетельствование обратившегося гражданина – изучают предоставленные медицинские документы, осуществляют личный осмотр, проводят анализ клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных. По результатам освидетельствования принимается решение об установлении инвалидности и разрабатывается индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида.

Важными принципами работы бюро МСЭ являются, как было указано выше, строгая регламентированность действующим законодательством, а также коллегиальность – экспертиза проводится не одним человеком, а комиссией, что направлено на исключение субъективного фактора при вынесении экспертного решения.

Также большое значение для прозрачности и объективности работы бюро МСЭ имеет вертикальная система контроля – контроль за деятельностью и экспертными решениями бюро осуществляется Главным бюро (Красноярск), а за Главным бюро, в свою очередь – Федеральным бюро (Москва).

На краевом и на федеральном уровне имеется постоянный доступ к информационной системе каждого бюро, куда нашими специалистами вносятся все данные при проведении медико-социальной экспертизы – сведения о состоянии здоровья гражданина, данные освидетельствования и экспертное решение; это позволяет уполномоченным лицам в Главном бюро (Красноярск), а также в Федеральном бюро (Москва) осуществлять в удаленном режиме контроль деятельности, качества и обоснованности вынесенных решений.

И, наконец, нормативно закреплено право каждого получателя государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы обжаловать вынесенное решение в случае несогласия с результатом. Решение бюро граж­данин имеет право обжаловать в течение месяца в Главное бюро, а решение главного бюро – также в течение месяца в Федеральное бюро. Существующие механизмы обжалования экспертного решения в вышестоящем учреждении, на наш взгляд, действительно эффективно работают.

Прежде, чем принимать решение об обжаловании решения, гражданин может обратиться за разъяснениями к вынесшим его специалистам, а также самостоятельно ознакомиться с нормативными документами по медико-социальной экспертизе. Основные документы (о порядке установления инвалидности, о критериях инвалидности) можно посмотреть в самом бюро МСЭ, также они имеются в свободном доступе в Интернете. Для удобства граждан все нормативно-правовые акты по медико-социальной экспертизе выставлены на сайте ФКУ «ГБ МСЭ по Красноярскому краю» Минтруда России – mse24.ru.

– А каковы критерии установления инвалидности, на основании которых специалисты бюро МСЭ принимают экспертное решение?

– В настоящее время при проведении экспертизы с целью установления инвалидности учреждения медико-социальной экспертизы руководствуются Классификациями и критериями, утвержденными приказом Минтруда России от 17.12.2015 № 1024н.

В этом документе приведена классификация нарушений функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами. При этом используется количественная система оценки степени выраженности указанных нарушений, устанавливаемых в процентах в диапазоне от 10% до 100%, с шагом в 10%. Данная система процентной оценки введена с 2015 года и позволяет точно определять, насколько выражена степень нарушенных функций организма у конкретного освидетельствуемого с учетом всех особенностей патологического процесса – тяжести течения, частоты и продолжительности обострений. Чем выше процент, тем тяжелее группа инвалидности. Например, наличие стойких нарушений функций организма в диапазоне 90-100 процентов – первая группа инвалидности, в диапазоне 70–80 процентов – вторая группа, 40–60 процентов – третья. При наличии незначительных нарушений функций организма в диапазоне 10–30 процентов группа инвалидности не устанавливается.

Здесь важно понимать, что сам факт заболевания еще не означает инвалидность. В соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», инвалид – это лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Многие из болезней вызывают временную утрату трудоспособности, при которой стойких функциональных нарушений не возникает, инвалидность не устанавливается (скажем, при многих травмах, переломах человек находится на больничном и после всех лечебных процедур функции организма восстанавливаются). В других случаях нарушение здоровья может быть хроническим, но не настолько выраженным, чтобы вызвать ограничения жизнедеятельности, то есть полную или частичную утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью).

– Даже при незначительных нарушениях здоровья есть потребность в лечении, лекарствах – не получается ли, что данная категория граждан лишается возможности их льготного получения?

– Говоря об оказании лечебно-профилактической помощи, хотелось бы обратить особое внимание, что льготное обеспечение лекарствами лиц, имеющих заболевания, осуществляется вне зависимости от наличия статуса инвалид. В Красноярском крае действует программа государственных гарантий оказания населению медицинской помощи, которая содержит следующие перечни лекарственных средств: перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, применяемых при реализации государственных гарантий и перечень лекарственных средств, применяемых при предоставлении отдельным категориям граждан мер социальной поддержки при оказании им медико-социальной помощи. Названный перечень содержит гарантированный ассортимент лекарственных средств и препаратов для отпуска по рецептам врачей бесплатно и с 50-процентной скидкой для амбулаторного лечения групп населения и категорий заболеваний, указанных в постановлении Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», а также в соответствии с законом Красноярского края «О мерах социальной поддержки ветеранов». Лекарственные средства льготополучателю назначаются лечащим врачом по показаниям, в соответствии со стандартами оказания медицинской помощи и утвержденным перечнем лекарственных средств.

С этой и другой актуальной информацией можно подробнее на сайте ФКУ «ГБ МСЭ по Красноярскому краю» Минтруда России (mse24.ru), где имеются сведения о деятельности учреждения, о порядке оказания государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы, а также нормативно-правовые документы по МСЭ и реабилитации инвалидов. Также с вопросами по медико-социальной экспертизе можно обратиться по телефону горячей линии – 8 (391) 291-80-53 или непосредственно в Бюро МСЭ № 32 по телефону 8 (39145) 6-37-75.


Источник:Газета "Заря Енисея"
Рейтинг: 0 Голосов: 0 81 просмотр

Нет комментариев. Ваш будет первым!