От Вознесения до Святой Троицы

22 июня 2012 - Администратор

В сороковой день Господь явился ученикам Своим, когда все они с Пречистою Его Матерью и другими женами находились, без сомнения, по Его же предварительному наставлению, в Иерусалиме. Здесь в последний раз Господь беседовал с возлюбленными учениками Своими, — в последний раз снова заповедовал им идти во весь мир для евангельской проповеди и, повелев не отлучаться никуда из Иерусалима, до тех пор пока не получат обещанного Утешителя — Святаго Духа, вышел с ними из Иерусалима к Вифании. При последних словах св. Апостолы, все еще не свободные от мыслей о земном царствовании Иисуса Христа, вопросили Его: Господи! Не в сие ли время восстановишь Ты царство Израилево? Господь ответил им на это: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец предоставил Своей власти. Но вы получите силу, когда сойдет на вас Дух Святый, и будете Моими свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудеи и Самарии и даже до последних (стран) земли (Деян. 1, 6-8).
Взошедши на вершину горы Елеонской, Господь воздвиг (поднял вверх) руки Свои и начал благословлять учеников и, вот — в это самое время, когда благословлял их, начал Он выше и выше подниматься от земли и восходить к небу, пока светлое облако не сокрыло совершенно божественного Учителя от взоров возлюбленных учеников Его. Господь вознесся на небо и воссел одесную Бога Отца Своего. Святые Апостолы в недоумении и страхе все еще искали взорами своими сокрывшегося от них в небесной высоте своего Учителя и Господа, как вдруг явились пред ними два мужа в светлых одеждах и сказали им: мужи Галилейские! Что вы стоите и смотрите на небе? Сей Иисус, вознесшейся от вас на небо, некогда придет опять на землю таким же образом, как вы видели восходящим Его на небо (Деян. 1, 8-14). Святые апостолы, утешенные словами небесных вестников (это были ангелы), возвратились во Иерусалим с великою радостию и пребывали непрестанно в молитве и славословии Бога, ожидая обещанного Утешителя, Святаго Духа.
Все христианские праздники связаны: каждый является отражением того или иного события, описанного в Священном Писании, а все они соединяются в единую цепь.
Библейские события наполнены глубочайшим смыслом, и можно, конечно, просто пересказывать то, что тогда происходило, со слов Писания, но сегодня многие святые отцы стараются объяснить верующим, как понимать смысл того или иного праздника.
Многим людям кажется, что достаточно соблюсти внешнюю сторону – обычаи, традиции, ритуалы, чтобы быть причастным к христианской вере, и вообще называть себя истинно верующим.
О том, чтобы переживать события духовно, стараться понять их значение, сегодня задумываются немногие. Так, если постараться, хотя бы в общих чертах понять, что означает тот же праздник Вознесения, можно открыть много интересного, либо, наконец, определить для себя, как стоит к нему относиться.
Священники, имеющие целью донести до людей понимание основ христианской веры, поясняют нам, почему так важны обряды и символы, ритуалы и образы храмовых служб: через них человек может приобщиться к великим событиям мировой истории, а церковный календарь постоянно напоминает нам об этих событиях.
Почему Вознесение считают в Православной Церкви венцом всех праздников?
В этом событии людям как бы показывается, в доступной для понимания форме, насколько безграничными и необозримыми являются возможности духовного совершенствования. Вознесение Христа на Небо после завершения его земной жизни как раз и олицетворяет эти возможности, слегка приоткрывая перед нами завесу бесконечности бытия.
Христос, живя на Земле, вёл себя так же, как обычные люди, и в то же время во всех его делах и поступках прослеживается Божественное происхождение.
Являясь историческим персонажем, он возвышается над временем и самой историей, и для христиан его жизнь и деятельность не являются прошлым: они всегда будут актуальны — и в настоящем, и в будущем.
Поэтому праздники, отмечаемые Православной Церковью, позволяют верующим уже в земной жизни прикоснуться к вечным духовным ценностям, а храмовые службы в этом случае являются связующим звеном. Вознесение Христа напоминает людям о том, что земная жизнь – это ещё не всё, что у них есть: люди принадлежат и небу – то есть, вечному и духовному, которое неизмеримо выше всех земных проблем и ценностей. И ещё Вознесение означает, что каждый человек может попасть на Небо — имеет возможность подниматься и совершенствоваться духовно, и процесс этот бесконечен.
24 мая в День Вознесения Господня во всех храмах Енисейской епархии совершались торжественные службы. Праздничную Божественную Литургию в Крестовоздвиженском соборе Лесосибирска возглавил Его Преосвященство Высокопреосвященнейший Никодим Епископ Енисейский и Норильский. Под песнопения хора и возгласы архидьякона Аполлинария прошел чин облачения архипастыря на специально обустроенном для этого месте – кафедре, возвышении, стоящем посреди церкви. И вот собственно начинается Литургия – главная служба, на которой совершается самое важное на земле действо, Таинство Святого Причастия. Торжество ощущалось во всем: в богоспасаемых словах молитв, песнопениях праздника, облачениях священников. И, самое главное, это чувствовалось в том духовном и молитвенном единении, связывающем всех присутствующих в соборе. А их в этот день, несмотря на рабочие будни, а праздник Вознесения всегда выпадет на четверг, было не мало. Многие приобщились Святых Христовых Тайн, те же, кто не причастились, все равно не остались без архипастырского благословения. Епископ Никодим, по окончании богослужения, обратился к собравшимся с душеспасительной проповедью, слова которой раскрыли духовный смысл Вознесения. А то, с каким вниманием слушали прихожане своего архипастыря, свидетельствовало о той любви и уважении, которые они оказывают своему Епископу. Владыка пожелал всем помощи Божией и окропил Святой водой, по благочестивому обычаю, принятому в этот день.
День святой Троицы отмечается на 50-й день после Пасхи, поэтому его еще называют Святой Пятидесятницей.
После вознесения Иисуса Христа наступил десятый день: это был пятидесятый день после Воскресения Христова. У евреев был великий праздник Пятидесятницы в память Синайского законодательства. Все апостолы вместе с Божией Матерью и с другими учениками Христовыми и прочими верующими единодушно находились в одной горнице в Иерусалиме.
«Был третий час дня, по еврейскому счету часов, то есть, по-нашему — девятый час утра. Вдруг сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где находились ученики Христовы. И явились огненные языки и почили (остановились) по одному на каждом из них. Все исполнились Духа Святого и стали славить Бога на разных языках, которых прежде не знали».
Так Дух Святой, по обетованию Спасителя, сошел на апостолов в виде огненных языков, в знак того, что Он дал апостолам способность и силу для проповеди Христова учения всем народам; сошел же в виде огня в знак того, что имеет силу опалять грехи и очищать, освящать и согревать души. В Иерусалиме в это время было много евреев, пришедших из разных стран на праздник. Апостолы вышли к ним и стали проповедовать на их родных языках воскресшего Христа. Проповедь так подействовала на слушавших ее, что многие уверовали и стали спрашивать: «Что же нам делать?». Петр ответил им: «Покайтесь и креститесь во имя Иисуса Христа для прощения грехов, тогда и вы получите дар Святого Духа».
Уверовавшие во Христа, охотно приняли крещение, таких оказалось в этот день около трех тысяч человек. Таким образом, начало устраиваться на земле Царство Божие, то есть Церковь Христова. День Святой Троицы среди православных христиан принято называть Днем рождения Святой Апостольской Церкви.
Сразу после Божественной Литургии совершается вечерня в воспоминание сошествия на святых апостолов Духа Утешителя. Во время этого богослужения читаются коленопреклоненные молитвы, о ниспослании и нам Духа Святого, Духа премудрости, Духа разума и страха Божия.
Святая Церковь молится о даровании благодати Духа Святого всем присутствующим, а также прежде усопшим отцам и братиям нашим и прочим сродникам по плоти, чтобы и они устроились быть участниками Царства Славы в стране живых… «зане ни един есть чист пред Богом от скверн, ниже аще един день живота его есть…»
Православные христиане в этот день украшают дома и храмы зелеными веточками, цветами.
Обычай этот идет еще от Ветхозаветной Церкви, когда дома и синагоги украшались зеленью в Пятидесятницу в память того, как при Синайской горе все цвело и зеленело в день, когда Моисей получал скрижали закона. Сионская горница, где на апостолов сошел Святой Дух, в то время, по общему обычаю, тоже была украшена ветвями деревьев и цветами.
В праздник Троицы вспоминают и явление Аврааму Троицы в Мамврийской дубраве, поэтому украшенный зеленью храм напоминает и ту дубраву.
А еще цветущие ветви напоминают нам о том, что под действием благодати Божией человеческие души расцветают плодами добродетелей.
По благословению Владыки Никодима, который в этот богоспасаемый день находился уже в северном своем уделе в граде Норильске, праздничные богослужения в нашем городе совершили священники Лесосибирска. В Крестовоздвиженском соборе – это его настоятель, протоиерей Димитрий Харцыз в сослужении братии, в Храме св. Апостола Андрея Первозванного – иерей Георгий Селин. По отзывам лесосибирцев, которые в огромном множестве пришли в этот день в храмы, торжества праздника никого не оставили равнодушными. Особо они отметили убранства храмов и службу с так называемыми коленопреклоненными молитвами, о которых говорилось выше. А царившая и всеми ощущаемая Божья Благодать, наполнила души и сердца православных. Еще долго по окончании богослужения не расходились прихожане, и практически нескончаемым потоком стремились в храм Божий в этот день, верующие лесосибирцы.

Екатерина КОРОЛЬКОВА


Источник:Газета "Заря Енисея"

Похожие статьи:

НовостиКурбан Байрам – праздник щедрости и гостеприимства

НовостиКак мы зиму провожали…

Рейтинг: 0 Голосов: 0 1219 просмотров

Нет комментариев. Ваш будет первым!