Призвание Ольги Чуриловой

11 января 2013 - Администратор
article920.jpg

Преданность замечательной школе исполнителей принесла ей немало успехов на педагогическом поприще и позволила сформировать авторскую школу первичной подготовки юных пианистов. Следовать методике этой школы, правда, не просто, но эта система подготовки учеников была замечена и получила положительную оценку такого престижного движения по развитию музыкальных способностей детей, как «Подснежник», оргкомитетов международных фестивалей «Надежда» и «Синеокая Анапа».


Мы легко говорим о талантливых детях и гораздо реже – о талантливых педагогах, ведь они, как правило, остаются в тени своих успешных учеников. Знают о них по большей части специалисты, но на то, видно, и был объявлен в нашем крае Год музыки, чтобы мы, публика, могли присмотреться к таинственному воспитанию талантом юного таланта. И нам, лесосибирцам, должно быть очень приятно, что в ряду столь замечательных педагогов давно находится и директор ДМШ № 2, преподаватель по классу фортепиано Ольга Васильевна ЧУРИЛОВА.

Все, кто у неё учился, запоминают занятия в её классе на долгие годы и бережно хранят воспоминания о них. Человек очень скромный и предельно обаятельный, Ольга Васильевна остаётся для своих бывших учеников приятной знакомой даже тогда, когда выпускник не решился связать свою судьбу с музыкой. Те же, кто стал пианистом или преподавателем по классу фортепьяно, вспоминают (кто – с юмором, а кто – с благодарностью), как она им «ставила руки», как дотошно объясняла специфику звука у композиторов разных эпох и стилей, как стремилась расширить их музыкальный кругозор, чтобы вывести ученика на очередной уровень исполнительского мастерства. Она и строга и предельно тактична, внимательна к ученику и непреклонна, если видит, что он решил поддаться лени или начал недобросовестно относиться к занятиям. Впрочем, надо ли разгадывать особенности её системы подготовки юных музыкантов? Это дело сугубо специфическое. Суть его, по мнению Ольги Васильевны, сводится к индивидуальному подбору известных всем методик к личности ученика. А всё остальное – это судьба, окружение и обстоятельства жизни не без нотки везения.
- Да, я прежде всего педагог, — говорит она о себе. – Поначалу я просто очень сильно любила музыку, и когда на прослушивании в школе педагог из красноярского училища посоветовала мне продолжить обучение, сделала это с радостным ожиданием чего-то нового и светлого. А умение преподавать музыку подметила во мне Ирина Феликсовна Крафт. И вот я учу детей более 30 лет, нисколько об этом не жалея!

В МУЗЫКАЛЬНОМ ОКРУЖЕНИИ
Ольга Васильевна выросла в семье, где музыку искренне любили и почитали. Её отец самостоятельно научился играть на баяне и тубе, принимал участие в выступлениях самодеятельных ансамблей. У мамы Ольги Васильевны был прекрасный музыкальный слух. Во время учёбы в педагогическом институте она проходила обучение игре на скрипке. Музыкальность родителей определила и круг интересов их двух дочерей. Младшая Ольга поступила в музыкальную школу вслед за старшей сестрой Татьяной, но после музыкальной школы пути сестёр разошлись. Татьяна стала преподавателем английского языка, а Ольга поступила в музыкальное училище, причём, намеренно выждав год, чтобы получить свидетельство о 8-летнем образовании.
- Тогда многое сошлось в одну точку, чтобы я сделала такой выбор, — вспоминает Ольга Васильевна. – И влияние первого моего педагога по музыке Надежды Владимировны Беляевой, и обстановка в нашей музыкальной школе. Мы с сестрой учились в школе, где я преподаю. В те годы здесь был очень сильный преподавательский коллектив, а это всегда сказывается на учениках. Хотелось учиться дальше и влиться в это замечательное сообщество. Кроме того, моя очень близкая подруга Ира Мельникова поступила в училище и рассказывала, как там интересно. Ирина тоже стала педагогом, работала в музыкальных школах Енисейска и Дивногорска. Мы поддерживаем дружеские отношения до сих пор. Кстати, племянница Иры сейчас работает в нашей школе. Так что можно сказать, что и наше творческое содружество продолжается.
В училище Ольгу Васильевну очень грела и стимулировала мысль, что она учится у одного из лучших преподавателей по фортепьяно. Ирина Феликсовна Крафт была не только выпускницей училища и одной из лучших учениц легендарной Н.Л.Тулуниной, но и выпускницей Новосибирской консерватории, причём, окончившей консерваторию на «отлично».
- Мы, её ученики, очень гордились тем, что принадлежим к этой школе, а когда стали работать самостоятельно, то, естественно, попытались передать лучшие её достижения и своим ученикам. В нашем крае они культивируются на межрегиональном конкурсе имени Надежды Леонидовны Тулуниной. На нём очень трудно получить положительную оценку, — смеётся Ольга Васильевна.
В училище она прекрасно овладела и сопутствующими специальностями. Со школьных лет ей очень хорошо давался такой предмет, как чтение с листа. Позднее умение аккомпанировать пригодилось её музыкальной школе – когда в крае начало активно развиваться конкурсное движение. Аккомпанируя хорам и вокальным ансамблям, Ольга Васильевна смогла побывать вместе с ними даже в Карловых Варах. Главное, что радовало её в этих поездках, — замечательные инструменты, на которых довелось играть.
- А что касается чтения с листа, то здесь надо опять вернуться к мысли о музыкальном окружении, — считает она.- Но уже не в музыкальной школе, а дома. В нашем доме царила любовь к музыке. Мама, заметив мою любовь к чтению с листа, постоянно покупала самые разные сборники и готова была слушать часами, как я считываю ноты. Не будь столь раннего начала, ещё не известно, сложилась бы моя концертмейстерская деятельность в довольно насыщенную событиями жизнь.

ДВИЖЕНИЕ ВПЕРЁД
После училища Ольга Васильевна вернулась в родную музыкальную школу. В том же, 1979 году, она поступила в Лесосибирский педагогический институт, а через несколько лет уже не просто преподавала в классе фортепиано, а возглавляла отделение фортепиано.
- Это свой пласт работы. Руководитель отделения должен заботиться о подборе методических пособий, организовывать и стимулировать творческую работу преподавателей. Если этого нет, в коллективе будет творческий застой, — уверена она. – Очень нам помогло развитие конкурсного движения. Дети и преподаватели начали выезжать на конкурсы и фестивали. Это всегда полезно, ведь исполнитель демонстрирует свои способности в более широком контексте, чем в школе, имеет возможность не только посостязаться, но и поучиться у других. И конкурсы стали многочисленными, разнонаправленными. Это позволяет не замыкаться в рамках школьной программы, а пробовать свои силы в жанрах современной музыки, в последние годы – и в теоретических дисциплинах. Всё это очень полезно как для учеников, так и для преподавателей.
Когда-то Ольга Васильевна была в школе чуть ли не единственным концертмейстером и аккомпаниатором, но теперь так сказать нельзя – у неё уже много последователей. Считая очень полезным для учеников ансамблевое исполнение произведений, она активно культивировала этот вид творческой деятельности и у себя в классе, и на отделении. Сейчас можно безо всякого преувеличения сказать, что ДМШ № 2 – музыкальная школа Лесосибирска, где самое большое количество разнообразных ансамблей. В 2000 году, когда был воссоздан инструментальный ансамбль «Карусель», Ольга Васильевна вошла в его состав как металлофонист, хорошо понимая, что без этого инструмента звуковая палитра ансамбля не сможет достичь необходимой полноты. Сейчас «Карусель» уже имеет звание народного коллектива. Ансамбль хорошо известен в городе и крае, в том числе и своими яркими победами на престижных конкурсах.
В основе такого движения вперёд всегда лежит самозабвенная любовь к творчеству. За многие годы она принесла и очень показательные результаты. Недавно к 50-летию ДМШ № 2 в коллективе подсчитали, сколько же у Ольги Васильевны лауреатов самых разных конкурсов. Оказалось, что только за последние 5 лет она подготовила 59 лауреатов школьных конкурсов, 27 – межрайонных, 2 – краевых, 1 – региональных, 2 – всероссийских, и это, не считая двух благодарственных писем за участие воспитанника в межрегиональном и международном конкурсах юных исполнителей-инструменталистов. Не удивительно, что её труд уже отмечен Законодательным Собранием края и двумя губернаторами, муниципальными властями Лесосибирска, Енисейска и других городов, Красноярским колледжем искусств им. П.И.Иванова-Радкевича и общественными организациями.

ДИРЕКТОРСКИЙ ЮБИЛЕЙ
В 2012 году исполнилось ровно 10 лет работе Ольги Васильевны в должности директора ДМШ № 2. Конечно же, эта дата никак не отмечалась, поскольку совсем недавно исполнилось ровно 50 лет самой музыкальной школе. Для любого директора юбилей школы – это событие, намного превосходящее по значимости юбилей личный, и на замечательном торжестве по поводу 50-летия школы Ольга Васильевна держалась очень скромно, предоставив возможность развернуться талантам учащихся, преподавателей и выпускников школы. За блеском изу­мительного концерта лишь едва заметным пунктиром прозвучали достижения ДМШ № 2 за последнее десятилетие, в том числе и такие несомненные, как увеличение количества специальностей для учащихся с 3-х до 7-и, открытие отделения изобразительного искусства и пока единственного в городе отделения раннего эстетического развития. В центре было другое – талант, искренняя любовь к музыке и предельно доброжелательное отношение к детям. «50 лет вместе» называлось это торжество, и каждый себя чувствовал на нём очень комфортно.
- Мы учим детей видеть красоту жизни и понимать её, стремиться к ней. Это можно сделать только в обстановке предельной доброжелательности. Наша школа – старейшая в городе. Она на 13 лет старше Лесосибирска. В её истории были периоды, когда в стенах школы работали очень сильные преподаватели, эмигрировавшие позднее в Европу. Я их хорошо помню, многие наши преподаватели тоже учились в то время в школе. На основе достижений первых поколений у нас сформированы и современные правила эстетического воспитания учеников. Меня очень радует, что в нашем педагогическом коллективе довольно много выпускников школы, и они не просто следуют лучшим школьным традициям, но и успешно их развивают. И ещё меня очень радует, что нашу школу любят родители наших учеников. Значит, они доверяют нам как педагогам, а такое единство для воспитания талантливых детей просто необходимо, — считает Ольга Васильевна.
Благодарная память вкупе с устремлённостью в будущее – отличная основа для новых творческих достижений. Ольге Васильевне Чуриловой их хочется пожелать как можно больше. И они непременно будут – как у неё, так и у её учеников, потому что творчество всегда щедро платит тем, кто предан ему всей душой и честно служит своему призванию.

Тамара ПОПОВА
Источник:Газета "Заря Енисея"

Похожие статьи:

НовостиС благодарностью за Лесосибирск

НовостиНа линии огня — Лазутчик

НовостиВ схватке с медведем не всегда побеждает человек

НовостиДолгий путь в несколько эпох

НовостиСудьба суровая и светлая

Рейтинг: 0 Голосов: 0 1398 просмотров

Нет комментариев. Ваш будет первым!