Секреты личностного роста

18 января 2013 - Администратор
article925.jpg

Занятия в виде лекций, деловых игр, бесед с ребятами проводят компетентные психологи отдела опеки и попечительства.

Ребёнок растет и наступает время, когда он стоит между детством и взрослым миром. Он одновременно хочет быть и маленьким, и взрослым. Все больше и больше он сталкивается с социумом, стремится отстоять своё право на самоопределение, начинает искать свои собственные ориентиры и ценности в отношениях. Всё хорошее и всё плохое мгновенно приобретает глобальный характер. Самооценка и отношения с людьми начинают складываться из девиза «Всё или ничего!», однако подросток еще не самостоятелен в определении своих критериев самооценки, в большей степени они заимствованы у взрослых. Ребёнок стремится найти и сформировать собственную позицию в мире. И сталкивается с максимализмом таких же, как он, переживая сильную неудовлетворенность собой. Это порождает сильные конфликты. Кто я? Каким меня видят другие? Как найти свое место в жизни? Что такое отношения? Как найти контакт с родителями, другими взрослыми и сверстниками? Столкновение с этими проблемами порождает неверие, конфликты с близкими, одиночество или бунт, который приобретает разрушительные формы.
Сложность переходного периода в развитии общества, масштабность и острота его социальных, культурных и экономических проблем обуславливают актуальность активного поиска оптимальных путей подготовки молодого поколения к жизни, развития индивидуальности, потребностей и способностей человека, формирования его ориентации в жизни. Очень важно воспитать в молодёжи стимул к самореализации.
Эти задачи приобретают особое значение, когда речь идет о детях-сиротах, лишённых родительской поддержки, приобретших негативный социальный опыт, отличающихся ослабленным физическим и психическим здоровьем, нравственной неустойчивостью.
Специалист Лесосибирского филиала Центра развития семейных форм воспитания, индивидуальный и семейный консультант Александра Викторовна Ворошилова комментирует эту проблему: «Знакомство с литературой показало, что проблема психического здоровья привлекала и привлекает многих исследователей из самых разных областей науки и практики: медиков, педагогов, философов, социологов. Существует много подходов к пониманию и решению этой проблемы. Особенно остро нуждаются в оказании помощи дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Существует несколько взаимосвязанных проблем, которые не решаются традиционно применяемыми педагогическими технологиями. Во-первых, дети не получают необходимого развития их личности, позволяющего преодолеть типичный для них социальный и психологический инфантилизм, подчиняемое, психологически зависимое поведение, что делает их почти беззащитными в отношении любых асоциальных влияний на них. Во-вторых, существующая педагогическая система в детском доме не формирует у детей навыков преодоления трудных жизненных ситуаций, психологической защиты и правильного поведения при стрессе. В результате этих моментов у них легко возникают эмоциональные расстройства, что в будущем может мешать им в поиске профессии и трудоустройства, отвлекать от разрешения кризисных и криминальных ситуаций в жизни. И самое важное, на мой взгляд, у таких ребятишек нарушены способности образовать собственную семью и успешно выполнять родительские воспитательные функции».
Некоторая часть выпускников детского дома остаётся на низких «этапах» развития общества, таким образом, педагогический процесс в нынешнем детском доме в кратчайшие сроки должен быть дополнен такими психологическими и социально — педагогическими технологиями работы с детьми, которые позволяют существенно повысить уровень развития их личности и возможности в последующей социальной адаптации.
Широкое распространение в современном мире получило групповое развивающее движение. Развитие и изменение поведения достигается за счет взаимодействия, взаимовлияния людей и активного использования возможностей группы для достижения требуемого психокоррекционного результата. Группы личностного роста делятся на несколько видов: телесная психокоррекция основана на связи между органическими процессами и психологическими состояниями людей, на предположении о том, что, воздействуя на организм человека, можно повлиять и на его поведение; танцевальная – отличается от групп телесной психокоррекции тем, что в ней в качестве упражнений используются танцевальные движения; группа искусства в качестве приемов нормализации психической жизни людей использует различные виды творчества: рисование, лепку, изготовление поделок.
Главное назначение групп личностного роста подростков заключается в том, чтобы участники лучше осознали себя и правильнее оценили свое поведение среди людей. В этих группах ставятся и решаются нелегкие задачи: улучшение межличностных отношений, выработка и закрепление коммуникативных умений и навыков, открытости, искренности и доверия людям, снятие психологических барьеров в сфере общения. Темы прошедших занятий носят очень ободряющий характер: «Секреты эффективного общения», «Конфликты и как с ними бороться», «Ох, уж эти мне родители и дети», «Я уверен, я всё смогу», «Вместе против наркотиков и алкоголизма», «Мои права и обязанности». Ребята с удовольствием посещают такие собрания и без тени смущения проводят там время, с каждым разом всё больше освобождая себя от личных переживаний.
И тут невольно в голову приходит вопрос: какое целительное воздействие работа в группе оказывает на подростков? Его мы задали психологу Александре Викторовне Ворошиловой: «Для молодых ребят группа оказывается микрокосмосом, обществом в миниатюре, отражающим в себе весь внешний мир. Находясь в интернате или в неродной семье, любой ребёнок хотя бы первое время ощущает на себе социальное давление, от этого их переживания, замкнутость и порой навязчивая агрессивность. Преимущество группы состоит в возможности получить обратную связь и поддержку от других её членов, имеющих сходные проблемы или опыт и способных благодаря этому оказать существенную помощь. На тренингах всегда создается атмосфера доверия, принятия, заботы, в процессе взаимодействия участники группы оказывают помощь друг другу и получают помощь от других. В дружеской и безопасной обстановке ребята усваивают навыки общения, экспериментируют с новыми стилями поведения, получают опыт в группе равных партнеров.
В группе можно быть не только участником событий, но и наблюдателем со стороны. Переживая с другими участниками их опыт, человек лучше начинает понимать людей, собственные мотивы и эмоции.
Группа высоко способствует личностному росту участников, этому помогает неизбежное самоисследование, обращение к своему внутреннему миру, поиск ответов на вопросы, которые и являются самыми важными в жизни – кто я? чего я хочу? каково мое место в мире? Иногда дети, особенно старшего возраста, знают, чего хотят, но не могут преодолеть барьеры и сказать об этом, заявить во всеуслышание, им требуется участие и поддержка, а каждая попытка самораскрытия и самоизменения члена группы вызывает одобрительную реакцию со стороны других ее участников, соответственно, повышается самооценка личности. Специальные упражнения дают возможность человеку осознать свой жизненный путь, проанализировать свое прошлое и настоящее, наметить дальнейшие жизненные шаги, следовать им и отрабатывать эмоции на пути к своим целям.
Группу поддержки посещают подростки, которые самостоятельно или под надзором родителей не отмахиваются от своих трудных жизненных ситуаций, а ищут пути их преодоления. Когда у человека неприятности, горе, то чаще всего он старается скрыть свою проблему, свои чувства и переживания от других, боится показаться слабым и непонятым. Что говорить о детях в таких ситуациях? Они просто закрываются и не пускают в свой мир никого, пытаясь искать, как им кажется, положительные эмоции там, где их на самом деле нет, но зато там он будет наедине. Чаще всего трудные подростки тайком начинают употреблять алкоголь, запоем смотреть телевизор, с головой уходить в виртуальную жизнь. Все это не выход, а уход. Именно здесь стоит бить тревогу и обращаться за помощью в группу личностного роста!»
Мария, бывшая участница группы, а ныне первокурсница, с удовольствием вспоминает о времени, проведенном на занятиях: «Первые дни в группе казались скучными и шли будто вечность. Спустя время, конечно, понимаю, что это были всего лишь отклики юношеского максимализма. Я тогда пыталась понять, зачем мне посещать эти занятия? Но с каждым разом всё больше убеждалась в необходимости работы со специалистами, они действительно научили меня бесконфликтно разрешать ситуации, общаться с людьми спокойно и без нервозности, со сверстниками я теперь легко устанавливаю контакт, дружить оказалось легко! Раньше я была «колючкой», часто закрывалась, уходила в себя, но на тренингах поняла, что важно научиться идти вперед, верить в себя и надеяться только на лучшее. Я думаю, подобные лекции помогают многим раскрепоститься и не потеряться в жизни».
Нина Ивановна Фиц, руководитель Лесосибирского филиала Центра развития семейных форм воспитания, рассказала о ключевых моментах работы психологической группы: «Группа личностного роста» научит ребёнка объективно оценивать свои поступки и отвечать за них, они становятся рассудительнее и серьёзнее подходят ко многим вопросам. На групповых занятиях наши специалисты создают дружественную атмосферу взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения, что помогает ребятам в эмоциональной разгрузке и релаксации от наболевших вопросов. В таких условиях дети извлекают много полезного для себя. Они раскрывают новые способности и сильные стороны характера, преодолевают тревоги и страхи, повышают самооценку. Посещая группу, подростки учатся быть искренними и честными в своих проявлениях, психологи дают толчок к позитивным изменениям в отношении к себе. Занятия со специалистом в группе ровесников дают возможность по-новому взглянуть на людей и себя самого, ощутить ценность другого человека. Особенности переходного возраста, а также сложные условия, в которых происходит взросление современной молодежи: нестабильность семейного института, размытость моральных ценностей, которые уже не являются твердой опорой для выстраивания собственной личности, — диктуют необходимость специальных мер для развития и усиления «Я» подростка, формирования жизнеспособной личности, обладающей достаточными ресурсами для успешной адаптации в обществе».

Виктория СОКОЛОВА

 


Источник:Газета "Заря Енисея"

Похожие статьи:

НовостиЧисло лесных пожаров бьёт рекорды

НовостиЛетний отдых детей

НовостиУтверждены городским Советом

НовостиТрудовой экологический десант на Енисее

НовостиВсем миром

Рейтинг: 0 Голосов: 0 1062 просмотра

Нет комментариев. Ваш будет первым!