Серебряный звон чувашской весны

1 марта 2013 - Администратор
article971.jpg

Некогда в Российской империи высочайшие указы печатались на четырех главных языках страны: русском, украинском, татарском и… чувашском. А в нашем крае чуваши были третьим по численности народом. Но что мы в новом веке знаем об этом этносе?

Сегодня в Лесосибирске проживает более тысячи чувашей. Объединение людей этой национальности появилось в городе более года назад. А степень культурности людей и народов можно измерить тем, насколько активно они противостоят процессу исчезновения ценных народных традиций, насколько направленно они ищут способы сохранения и возрождения утраченных сокровищ. Именно эти задачи были возложены на участников объединения.
А задачи эти не просты – утрачено было много. Сознаться в советское время в том, что ты чуваш, считалось постыдным. Стеснялись чуваши и говорить на родном языке. Расселенные по разным уголкам страны, они оказались в сложных социально-культурных условиях обитания вне основной этнической территории и в отрыве от ядра «материнского» этноса. Поэтому на вопрос, кто такой чуваш, большинство из нас, скорее, пожмет плечами. И это обидно. Ведь большая часть богатейшего мира этой национальности могла быть утрачена навсегда.
Наталья Павловна Прудиус – одна из руководителей клуба и ее сестра Валентина Павловна Зольникова показывают национальные костюмы, которые они шьют вместе с другими мастерицами-чувашками, соблюдая старинные традиции народного колорита: сестрами Альбиной Ильиничной Павловой и Галиной Ильиничной Сергеевой, Любовью Павловной Языковой. Конечно, в современных образцах женщины делают этнографические модели и стараются их скопировать, но украшают при помощи современного материала. Качество получается другое, но сама форма и принцип декора сохранен, нанесение орнамента в определенных местах, ритмика, цветовой строй – все это они стараются выдерживать. И это не идет в разрез с традицией, а помогает спасти те уцелевшие крупицы прошлого, которые мы имеем, помогает нам помнить старину.
Воссоздают они и образцы девичьего головного убора – тухьи, которая как бы повторяет округлые очертания головы, выделяясь лишь высоким бисерным шишаком. Украшались они по традиции серебряными монетами. Наталья Павловна вспоминает тухью своей мамы, которая была украшена царскими монетами из серебра – настоящее богатство, которое было сохранено и по сей день. И это редкость. Очень большое количество старинных изделий было утрачено в прошлом. Чувашский народ в ХХ веке жил в тяжелых условиях. Его раскулачивали и потом, во время войны, много серебра потерялось. Люди были вынуждены его отдавать или сдавать, а иногда его попросту изымали.
Сегодня при изготовлении тухьи приходится использовать совсем другие материалы: рубли или жетоны. Конечно, звон от монет совсем другой. Акустика — другая. А это очень важная особенность в обрядовой культуре, в ее музыкальном восприятии.
Вы представляете, когда женщины и девушки водили хороводы на весенние и летние праздники – все вокруг наполнялось серебряным звоном, и это было великолепно. Даже обычные украшения и простой головной убор звенит, когда водят хоровод двадцать, тридцать человек. Вы можете себе вообразить, какое небесное звучание идет от этих украшений?

ПОЕСТЬ КРАПИВЫ ДО ПЕРВОГО ГРОМА
У чувашей есть такой праздник — Семик, который отмечается весной. К этому дню нужно успеть употребить в пищу семь разных растений, например, щавель, одуванчик, крапиву, борщевик, медуницу, тмин, сныть.
Особенно почитается крапива, потому что если успеть до первого грома поесть крапивы, то целый год не захвораешь. Также полезно для здоровья выбежать во время грома на улицу и трясти на себе одежду. К Семику чуваши пекут пироги. Варят пиво и квас, а также заготавливают веники из молодой березы.
В день праздника моются в бане, непременно до восхода солнца. К обеду, празднично разодетые, все идут на кладбище – приглашать в гости домой умерших родственников. Причем мужчины зовут мужчин, женщины – женщин.

А еще чувашские мужчины и женщины ходили на покос в белых нарядах, ведь это был для них праздник. Наталья Павловна сохранила столетнее национальное одеяние из льна, который не потерял своей прелести за все эти годы.
Труды наших мастериц, конечно, не лежат на полках. Чувашский ансамбль «Родник», который был создан на базе национального объединения, сегодня действует под руководством профессионального работника культуры Александра Владимировича Банщикова. Вокальный ансамбль выступает на городских праздниках, приглашают их и на торжества различных уголков Енисейского района и нашего края в целом. Именно здесь красота народных костюмов обретает своего зрителя.

ЛЕНИН — ЧУВАШ
Генетические исследования недавно подтвердили, что вождь мирового пролетариата — чуваш. Он даже чисто внешне похож на представителей этого этноса, а по упорному характеру тем более. Его прабабка Ульяна, давшая роду свою фамилию, была чувашка из Астрахани, а отец Илья Николаевич часто беседовал со своими сыновьями на чувашском. Юные Александр и Володя впитали его идеи, сконцентрированные в чувашском эпосе.

Объединение воспроизводит и особенности самобытной кухни. Например, на празднике, посвященном 365-летию Казачинского района, чуваши угощали гостей торжества ватрушками с вареным картофелем – это круглое кулинарное изделие величиной с ладонь. А еще большим пирогом с начинкой из мяса, картофеля и жареного лука, под названием хупла. Наварили хозяйки и пиво на хмелю по национальному рецепту, которое, конечно, разошлось, а точнее разлилось по кружкам, в одночасье.

ХУПЛУ (Пирог с мясом и картофелем)
Продукты: на 400гр. муки: 2 яйца, 15гр. дрожжей, 1ч. ложка сахара.
Для начинки: 400гр. свинины, 2 картофелины, 1 луковица, перец, соль.
Способ приготовления:
1. Из муки, дрожжей, сахара и яиц приготовьте тесто. Когда оно поднимется – раскатайте.
2. Свинину и лук мелко порежьте, картофель очистите, нарежьте мелкими кубиками.
3. На пласт теста выкладывайте начинку слоями: свинина, картофель, репчатый лук. Каждый слой поперчите, посолите по вкусу. Защипните пирог, придав ему форму полумесяца. Выпекайте до готовности в разогретой до 180°С духовке.

К сожалению, численность объединения не высока, она едва насчитывает один десяток человек. И это кажется странным. Мы, жители городов, утратили что-то важное, мы разучились видеть разные оттенки, наполняющие нашу жизнь. Носители традиционной народной культуры чувствуют острее нас, они ближе к жизни, к духовным истокам народа и видят то, что мы порой не замечаем.

Ксения ЗАОСТРОВЦЕВА

 


Источник:Газета "Заря Енисея"

Похожие статьи:

НовостиВ единой духовной и культурной жизни города

Рейтинг: 0 Голосов: 0 1175 просмотров

Нет комментариев. Ваш будет первым!