Триумф классики

28 сентября 2012 - Администратор
Триумф классики

Творчество этого всемирно известного музыканта щед­ро отмечено многочисленными грантами, наградами и отличиями, как и исполнительское мастерство целого ряда его учеников. В рамках фестиваля выдающийся трубач провёл несколько концертов и мастер-классов в Красноярске. Совсем не случайно, как выяснилось, он выбрал в фестивальном плане гастролей Лесосибирск. Это стало известно на незабываемом концерте в Доме культуры ЛЛДК № 1, где Мартин де Рубио продемонстрировал своё мастерство как дирижёр, дирижёр-солист и в дуэте с талантливым трубачом из Красноярска, победителем международных конкурсов Антоном Одинцовым.

Когда приходишь на концерт знаменитого исполнителя, то в первую очередь стремишься насладиться его мастерством. Кому из нас неизвестен пронзительный звук трубы? Но Мартин де Рубио заставляет этот популярный духовой инструмент звучать то как плач, то как смех, то как лиричный, нежный и ласковый человеческий голос. Представив в нашем городе произведения нескольких эпох, гость из Европы каждое из них сыграл на инструменте, который подчёркивал звуковой колорит своего времени и своеобразие творческой индивидуальности композитора. Это оставляет очень яркое впечатление и пробуждает неподдельный интерес к многообразию звука трубы в классической музыке. Слегка приоткрывая секрет мастерства прославленного исполнителя, ведущая концерта, директор фестиваля «Сибирь – Европа» Лариса Маркосьян рассказала со сцены, что на фестиваль в Сибирь маэстро де Рубио привёз три инструмента, а всего в его богатой коллекции 43 трубы, и каждая из них изготавливалась ведущими мастерами мира по его специальному заказу. Сам же маэстро после концерта был очень рад, что публика оценила разнообразие звучания труб, на которых он играл. В своё время стремление уйти от плоскостного звука и пробудило в нём стойкий интерес к этому инструменту.
Мартин де Рубио родился в испанском городе Альманса. Уже в школьные годы он прославился как вундеркинд. По окончании Королевской консерватории в Мадриде, где талантливый юноша учился блестяще, правительство Мадрида и региона Кастильо выделили ему персональные гранты для продолжения обучения в США. Молодой музыкант получил возможность уехать во Флориду, где окончил университет города Тампа по трём классам: трубы, композиции и дирижирования.
Вернувшись на родину, Мартин де Рубио вскоре стал известен не только как исполнитель, но и как исследователь музыки. В научных кругах его знают как доктора искусствоведения, специалиста по музыкальной культуре басков. С 1993 года доктор наук де Рубио — профессор по классу трубы, Почётный член Ассоциации профессоров музыки при Министерстве культуры и образования Испании. Своему родному городу он сделал замечательный подарок – организовал Международный фестиваль, популярность которого год от года растёт.
Интенсивная концертная дея­тельность музыканта в качестве солиста и первого трубача в лучших оркестрах мира связана с крупнейшими именами современности: К Абаадо, С.Рэттл, З.Мета, В.Ашкенази, М.Ростропович, Ю.Темирканов и другими. В качестве дирижёра Мартин де Рубио выступал с легендарными симфоническими оркестрами Бостона, Мадрида, Берлина, Лейпцига, Вены, других признанных центров классической музыки, на самых знаменитых фестивалях и в престижных залах мира. Маэстро работал для кино, радио и телевидения в 17 странах. В качес­тве солиста, дирижёра и первого трубача он записал более 120 компакт- и DVD-дисков, которые получили высшие оценки музыкальных критиков. Современные композиторы пишут и посвящают ему свои произведения.
- С самого начала мы преимущественно приглашаем на свой музыкальный фестиваль иностранных гостей, которые никогда не были в Сибири. Каждый год стараемся выбирать новое направление, чтобы не повторяться. У нас очень большой круг музыкантов, которые знают наш оркестр и с удовольствием откликаются на приглашения побывать на берегах Енисея. Новый состав дирижёров и солистов представлен и в этом году. Никто из них никогда не бывал в Сибири. В нашей стране 2012 год, помимо всего прочего, объявлен Годом Германии в России. Мартин де Рубио – художественный руководитель одного из лучших оркестров этой страны, Европы и мира. И вчера в Красноярске, на открытии фестиваля, и сегодня в вашем городе в зале были овации. Каждый раз, встречаясь с новой артистической индивидуальностью, люди откликаются на высокое искусство. У них зажигаются глаза, открываются сердца. Особенно важно, когда в зале дети. Им принадлежит Россия. Пройдет лет десять, они будут хозяевами нашей страны, и очень важно сегодня нам подумать о них, об их сердцах – воспламенены они или нет, — дал общую оценку фестивалю «Сибирь – Европа» и сформулировал его основные принципы после концерта в Лесосибирске художественный руководитель Красноярского камерного оркестра Михаил Бенюмов.
Отправляясь в гости к сибирякам, маэстро де Рубио составил разноплановую и многослойную по замыслу программу. В первую её часть была включена музыка трёх эпох – барокко, эпохи романтизма и ХХ века. Концерт в Лесосибирске открылся исполнением симфонии № 10 Феликса Мендельсона – произведения светлого и радостного. Представ при этом как дирижёр, гость из Европы предложил не только самобытную музыкальную трактовку романтического произведения. По его замыслу, раннюю симфонию известного немецкого композитора, написанную им в возрасте 14-ти лет, музыкантам лучше исполнять стоя, и красноярцы с этим согласились. Затем маэстро обратил зал к творчеству одного из основоположников музыкальной культуры Германии Георга Телемана, исполнив трёхчастный концерт композитора для трубы с оркестром. В этом произведении была ярко выражена стилистика эпохи барокко. А в завершение первого отделения концерта Мартин де Рубио сделал особый подарок лесосибирцам – исполнил вне программы произведение Дмитрия Шостаковича для трубы с оркестром «Гранада». Зрителей очень тронула причина, вызвавшая у маэстро желание преподнести им музыкальный сюрприз. Как оказалось, у известного на весь мир трубача особое отношение к работникам лесной отрасли, которые в день концерта готовились к празднованию своего профессионального праздника. Дело в том, что его отец тоже имел непосредственное отношение к деревообработке, и сын в школьные годы помогал ему. Позднее, на брифинге для СМИ Мартин де Рубио рассказал, что его отец занимался изготовлением резной мебели, чем и был хорошо известен в своём небольшом городе.
Во втором отделении любителей музыки, пришедших в ДК ЛЛДК № 1 на фестиваль «Сибирь – Европа», ждали две музыкальные премьеры и очень проникновенная мелодия-воспоминание. Сначала гость из Европы и талантливый музыкант из Красноярска Антон Одинцов исполнили бравурный концерт для двух труб с оркестром Антонио Вивальди. Затем прозвучала вторая премьера – сюита для струнных инструментов «Дон Кихот» Георга Телемана, созданная в юмористическом ключе. В этом произведении пять частей, последовательно отражающих сновидения Дон Кихота, его мечты о Дульсинее Тобосской, портреты Санчо Пансы и Росинанта, а также борьбу рыцаря печального образа с ветряными мельницами. Самая смешная из них — о коне Росинанте, который, как известно по бессмертному произведению Сервантеса, шёл направо, если получал команду «Налево!», и наоборот. В завершение концерта было исполнено проникновенное «Адажиетто» из симфонии № 5 Гюстава Малера – композитора конца ХIХ века, в творчестве которого, как считают сегодня, были заложены основы музыки ХХ века.
- Я вижу, что сибиряки – очень открытые люди. Несколько прекрасных дней я провёл с оркестром, встречался с исполнителями на мастер-классах, давал интервью, ездил с красноярскими музыкантами на «канатку». Всё это прекрасно. Проблема только в том, что мы говорим на разных языках. Музыка же позволяет нам объединять сердца людей. В неё мы можем вложить всё: любовь к матери, к другу. Она позволяет людям понимать друг друга без слов. На сцене я отдаю руками музыку оркестру, оркестр – зрителям, и все мы соединяемся вместе, словно качаясь, как на морских волнах, от музыки – к любви, от любви – к музыке, — поделился своими впечатлениями от фестиваля с журналистами Лесосибирска Мартин де Рубио.
В нашем городе маэстро и музыкантов из Красноярска принимали восторженно. По окончании концертной программы на сцену был приглашён Михаил Иосифович Бенюмов, и зал вместе с гостем из Европы воздали должное Красноярскому камерному оркестру и его художественному руководителю. После концерта Мартин де Рубио очень долго раздавал автографы воспитанникам музыкальных школ, фотографировался и даже беседовал с некоторыми из них в стремлении ободрить и настроить на успех в будущем.
В Лесосибирске выступление маэстро стало настоящим музыкальным праздником. Осталось назвать меценатов, благодаря которым такие замечательные события происходят в нашей жизни. В Красноярске концерты фестиваля проходят при поддержке администрации краевого центра и промышленников. Выступление в нашем городе было организовано при поддержке дирекции Лесосибирского ЛДК № 1.

Тамара ПОПОВА

 


Источник:Газета "Заря Енисея"

Похожие статьи:

НовостиНе обретается ни в одной стране

НовостиДва пути Ильи Рау

НовостиГод после открытия обновлённого зрительного зала

НовостиПять юбилеев

НовостиЗолотой приз «Веснушек»

Теги: культура
Рейтинг: 0 Голосов: 0 1883 просмотра
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!