80 лет Сельхозтехнике

3 августа 2017 - Администратор

Контора Сельхозтехники, 1960-е годы. Справа налево: директор предприятия Рувим Соломонович Кац, Августа Павловна, Раиса, Августа Гурьяновна Бабушкина, Мария, Людмила Матвеевна Туговикова, Андрей Фосс (фото из семейного архива семьи Крейс–Бабушкиной, к сожалению, не все отчества и фамилии удалось восстановить)

Мы продолжаем знакомить лесосибирцев с историей старейшего предприятия города и Енисейского района.

Сколько сменилось названий за годы его деятельности! Машинно-тракторная станция (МТС), Енисейское ремонтно-техническое предприятие (РТП), Сельхозтехника (кстати, это название закрепилось на долгое время), а современное – ООО «Ремтехника».

– Сегодня наше предприятие продолжает развиваться и теперь осуществляет продажу и послепродажное обслуживание лесозаготовительных машин и систем пожаротушения, – рассказал учредитель ООО «Ремтехника» Олег Шеверев.

Завхоз Константин Иванович Крейс и кассир предприятия Людмила Матвеевна Туговикова (Драпчук), 1960-е годы

Собирая по крупицам ценные сведения, мы начали встречаться с ветеранами труда, которые проработали здесь много лет. Они с радостью делятся ценными воспоминаниями. Параллельно люди рассказывают и о других ветеранах своего предприятия. Среди них Василий Семенович Вишняков, Николай Александрович Аксенов, Николай Николаевич Галиулин, Владимир Федорович Колмогоров, Сергей Гаврилович Каркунов, Людмила Матвеевна Драпчук (Туговикова), Мария Сергиенко и другие.

Супруги Константин Иванович Крейс и Августа Гурьяновна Бабушкина

Большую работу в начале 2000 годов провел Александр Шайдт, бывший директор Музея леса. Он скрупулезно собрал и обработал сведения о МТС и колхозе «Восстанец», который существовал на территории Черемушек с 1930-х годов. В 1958 году поступили на работу в МТС супруги Константин Иванович Крейс и Августа Гурьяновна Бабушкина. Супруг был завхозом, а Августа Гурьяновна бухгалтером.

Беседуя со старожилами, мы обратили внимание, с какой теплотой все они вспоминают годы работы.

Виктор Михайлович Лисицин – мастер с золотыми руками. В 1970 году получил медаль за доблестный труд. Фото подготовлено для Доски почета Красноярского края

Я готов был рулить хоть день и ночь!

Стаж Виктора Михайловича Лисицина на предприятии – более 37 лет, он трудился водителем автомобиля ЗиЛ-164 (это большая 4-тонная машина для перевозки габаритного груза).

– Как пришел в 1963 году после 8 класса, так и работал только здесь, до самого выхода на пенсию, – рассказывает Виктор Михайлович. – Раньше транспортом доставлялась из Красноярска сельскохозяйственная техника и запчасти к ней. На большой территории предприятия располагались склады, в них хранилась комбайны, сеялки, веялки, плуги, мелкая техника и все для ремонта. У предприятия имелось 4 своих машины. И мы, водители, отвозили по колхозам Енисейского района все необходимое для работы на поле. Я был тогда молодой, полный задора, все казалось легко и интересно, мне работа очень нравилась, готов был рулить хоть день и ночь. И сам просил побольше работы.

Отремонтировать своего железного друга молодой водитель мог запросто сам. С детства Виктор Михайлович увлекался техническим творчеством. Начинал со сборки велосипедов, потом – мотоциклы, мотоблоки (первые в районе), тракторы, аэросани, быстроходная лодка. Во дворе его дома красуется самодельная раритетная техника, пригодная для использования. Увлечение «железяками», повышение технической грамотности, мастерства стали делом всей жизни.

Сейчас ему 71 год. Но и по сей день в этом увлеченном человеке бушует мальчишеский задор. У него много планов, идей, ждущих реализации.

Григорий Лисицин в цехе по шлифовке коленчатых валов на территории ООО «Ремтехника». Предприятие оказывает услуги по ремонту лесозаготовительной техники

Рад за успехи предприятия

Григорий Михайлович Лисицин рассказал, что его трудовая юность началась в 16 лет, и он готов был осваивать любую профессию на этом предприятии. Но больше всего хотел стать токарем. (Забегая вперед, расскажу, что и по сей день, проработав более 50 лет в Сельхозтехнике, он остается одним из лучших токарей предприятия!)

Сначала его взяли учеником по выбранной профессии, это было в далеком 1966 году. С большим рвением молодой токарь стал повышать мастерство, и уже через пару лет сам стал наставником молодежи. А потом довелось сменить немало разных специальностей – после армии ходил в рейсы матросом на катере «Победитель». (У предприятия имелось немало разной техники).

– Мне посчастливилось увидеть непередаваемую красоту наших краев, реки Енисей, окрестностей. Это были времена молодости, романтики. Здорово было!

Потом после закрытия навигационного сезона перешел в ремонтно-механические мастерские слесарем. Считался мастером на все руки. И при этом учился в техникуме, повышал образование. Его назначили механиком-технологом. В годы перестройки, когда начались сокращения, организовал новый цех, с 1990-х годов здесь и работал. И хотя Григорий Михайлович давно на заслуженном отдыхе, но почти ежедневно здесь, теперь уже как гость и учитель, потому что жизни не представляет без родного (в прямом смысле) коллектива. Он привлек к работе двух своих сыновей Дмитрия и Алексея, передал им свои навыки и секреты мастерства. Каждый из них получил высшее образование по другой специальности, но выбрал дело отца.

– Я благодарен судьбе, что мне посчастливилось устроиться на это предприятие. В 2002 году его возглавил Олег Владимирович Шеверев. И он словно вдохнул в него новые силы, задал новое направление работы, предприятие развивается устойчиво, несмотря на то, что многие вокруг не смогли удержаться. А мы строим планы на будущее.

Юбилей предприятия состоится 9 сентября по адресу: ул.Мичурина, 6

Александр Шайдт (продолжение)

МТС и колхоз «Восстанец»

В 1937 году в Маклаково было образовано новое промышленно-сельскохозяйственное предприятие – Машинно-тракторная станция (МТС). Территорию для него выбрали на левом берегу Енисея и левом берегу речки Загибаловки, где в ХVII столетии мирно пахал землю казак Иван Загибалов.

Впервые в истории Сибири и молодой Советской республики в поля пришла техника, чтобы вытеснить ручной труд и конную тягу. Для освоения близлежащих земель нужны были трактора, сеялки, бороны, другой инвентарь.

Летом 1937 года из деревни Рычковой Казачинского района (уже не существующей) в Маклаково перевезли в разобранном виде деревянный дом. Деревня находилась на правом берегу Енисея, деревянный дом был в ней зданием школы. В Маклаково его соб­рали и перепланировали в контору МТС. Тем же летом трактористы проложили первую борозду на полях колхоза «Восстанец», который был образован в Маклаково в 1931 году. Пролегали эти борозды там, где сейчас находятся улицы Чехова, Профсоюзов и Горького.

До войны в МТС трудилось около 50 человек. Среди них – Николай Манылов, Павел Гусев, Семен Чикинев, Степан Вербенко (агроном), Н.И. Ванхоцкая, Иван Петров, Михей Уваров, Степан Бурман, Владимир Легалов, Прокопий Легалов, Николай Колесников, Константин Денисов, Александра Галкина, Михаил Герасимов, Иннокентий Шувалов, Иван Перфильев, М. Сухотина, О. Солодовникова, Ф. Ямщикова, Ф. Ефимов, А. Кононов. Предприятие тесно сотрудничало со всеми колхозами в округе.

Предлагаем читателям тоже поделиться воспоминаниями о Енисейской МТС или РТП. Может быть, именно ваши сведения станут важным звеном в единой цепи событий. Обращаться можно в редакцию газеты «Заря Енисея» по телефону 6-24-71.

Материалы подготовила Зульфия КИРИЛЛОВСКАЯ


Источник:Газета "Заря Енисея"
Рейтинг: 0 Голосов: 0 496 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!