Суровая романтика выбранной им стихии

6 июля 2012 - Администратор
Суровая романтика выбранной им стихии

Работать приходится круглосуточно. Конечно, благодаря увеличению с каждым годом количества судов собственного флота, навигация проходит более слаженно и быстро.
Но самое главное в успехе сплавного дела – это люди, те, кто трудится на ЛДК №1. 1 июля у работников речного и морского флота – профессиональный праздник. Поздравляем тех, кто трудится в любую погоду на заготовительных участках, кто вяжет плоты и готовит их к спуску, тех, кто крепко держит штурвал.

Когда сойдет последний снег, когда закончится ледоход на реке, начинается у флотоводов горячая пора навигации. Тянутся по Енисею вереницы плотов, и ведут теплоходы капитаны, которым подвластны капризные реки, пороги и шиверы, непогода и туман — непредсказуемые условия сибирской таежной природы. С таким капитаном — серьезным, подтянутым, строгим — посчастливилось мне познакомиться на Лесосибирском ЛДК № 1. 32 года отработал на реке начальник флота Николай Михайлович Новиков, из них 28 лет — капитаном. Его жизнь — это навигация, теплоходы, плоты, ветер в лицо и суровая романтика выбранной им стихии.

НА РЕКЕ НАВИГАЦИЯ…
Первую навигацию встречает Николай Михайлович в должности начальника флота. На берегу работы тоже хватает. Но скучает, он очень скучает по своему теплоходу БТ 308, который стоит в заводи пока без хозяина. Навигация в этом году непростая, и закончиться должна уже 1 сентября, связано это с низким уровнем воды в реке. Река Сым в Ярцевском филиале открылась рано, и весь транзитный флот срочно ушел туда на первичный сплав. Там были сформированы плоты, и они в течение 17 дней небольшими объемами спускали лес на Енисей. По мелководью не все теплоходы могут пройти, сейчас там работают два маленьких — КС 100Д, которые небольшими кошелями возят лес из поселка Майский. Идут плоты из всех филиалов ЛДК № 1 — Шиверского, Тагаринского, баржи из Ярцевского. А самый первый плот пришел 31 мая, привел его капитан Енисейской сплавной конторы Владимир Васильевич Бардашов на теплоходе «Ангара-55». Пока шла расстановка, в суете Николай Михайлович не успел сказать слова благодарности капитану, с которым знаком уже более 20 лет. Но через неделю встретил его с новым плотом, пришел на теплоход, поблагодарил за оперативную и безаварийную работу. В навигацию с друзьями встречаешься только на реке, да и то — разговоры только о деле. У флотоводов лето — жаркая пора. План по навигации в этом году — вывезти более 900 тысяч кубов.

ДВАДЦАТЬ ЛЕТ НА ТРАНЗИТЕ
Когда он поднимается по высоким ступенькам в свою капитанскую рубку, воспоминания приходят сами собой, и порой идут из самого детства. Оно осталось не где-то далеко, а в поселке Маклаково, где он мальчишкой проводил время на реке, рисовал корабли и бредил профессией моряка. Любимый герой детских книг — капитан Немо. А поступил после школы совсем по другой специальности. Окончил вуз, год отработал. Но в 1981 году узнал о том, что на флот Лесосибирского ЛДК №1 требуются речники, пришел на комбинат. Была в городе такая служба ОСВОД — и при ней каждый год создавались учебные курсы по повышению квалификации и приобретению профессии. Учились здесь сначала на рулевых-мотористов, потом на помощников капитана и постепенно становились капитанами. Так и он прошел все ступени профессии речника. Три навигации был мотористом, потом капитаном — дублером. Первый раз в капитанской должности приступил к своим обязанностям на теплоходе «Такелажница-13. Был молодой и отчаянный. Впрочем, и сейчас, глядя на седовласого капитана, вряд ли можно усомниться в его смелости. Из тех 30 лет, что отработал Николай Михайлович на флоте, 20 -на транзитных теплоходах, которые водят по рекам плоты. Капитан и его экипаж могут быть в рейсе и две недели, и три, и каждый путь по воде с плотами, длина которых 800 метров, может таить в себе непредвиденные ситуации, порой даже опасные для судна и его команды. Это может быть неизвестно откуда появившийся туман, шиверы и пороги на реке, и подводные камни, которые он научился обходить.
- Если заглянуть вглубь истории, изначально флот был небольшой, в годы моей молодости на комбинате работал в основном рейдовый флот, — вспоминает Николай Михайлович. — Была большая база в Подтесово, откуда целенаправленно поставляли древесину с Ангары на лесозаготовительные предприятия. У нас было два теплохода проекта Т-135, два теплохода Т-63 и одна самоходка, которая занималась технологическими работами по снятию такелажа с приплавленного леса. Но в конце 80-х мы уже своими силами водили небольшие кошели объемом 4-5 тысяч кубов из Первомайска, где находилась Тасеевская сплавная контора. А когда я стал капитаном на теплоходе «Умань», пять лет подряд, каждую навигацию ходили в Первомайск. Со временем предприятие расширялось, приобретало сырьевую базу. Когда образовался Ярцевский филиал, вместе с ним появились у нас два новых теплохода АС 56 А и АС 56 Б. Сейчас на флоте 14 теплоходов, 12 из них сегодня работают на рейде и на транзите.
3 филиала — Шиверский, Тагаринский и Ярцевский, где есть своя сырьевая база, заготавливают лес и приплавляют к нам. Кроме этого, есть у нас партнеры-поставщики на Ангаре, которые по договорам поставляют лес предприятию. Часть приплава мы пытаемся приводить своими силами, а в этом году планируем привезти значительно больше, чем всегда. Уже на данный момент за июнь своими силами теплоход «Горизонт»(капитан Генадий Хохлов) приплавил 23 тысячи кубометров, экипаж теплохода «Умань» (капитан Игорь Чириков) — 11 тысяч 600 кубометров, теплоход «Викинг-2» ( капитан Владимир Дятлов) — 20 тысяч.

ЭКИПАЖ — СЕМЬЯ
«Умань» — любимица. Все-таки 20 лет на ней отработал. Когда Николай Михайлович пришел на него сменным капитаном, встретил его Юрий Павлович Чикинев, старейший капитан, который и сейчас работает на предприятии. Именно он научил молодого флотовода всем премудростям речной жизни — не пасовать перед трудностями на реке, жить в коллективе экипажа, брать на себя ответственность за принятые решения.
- Когда я начал работать на «Умани», Юрий Павлович был уже очень опытным капитаном. Отслужил в морфлоте, окончил подтесовское училище, отработал несколько лет на большом флоте, — рассказывает о Чикиневе Николай Михайлович. — Ходили мы с ним и в дождь, и в туман, я не слышал от него ни одной фразы на повышенных тонах. Он всегда спокойно принимал решения. И сейчас у него столько сил, энергии и самообладания, что молодой позавидует.
Когда Юрий Павлович ушел на другой теплоход, капитаном «Умани» стал Николай Михайлович. Признается, что ему всегда везло с мотористами и сменными капитанами. Команда подобралась как в песне: «Экипаж-семья». Дают команду — в течение четырех часов собраться и выйти в рейс. Выходят. Иногда сами рвались скорее в рейс, потому что там было интересней, чем на берегу. Кому-то нравится работать на рейде, но им хотелось плавать. А потом с освоением новых участков с каждым годом продолжительность рейсов начала увеличиваться, они стали более дальние. Он еще ходил на «Умани», когда начала строиться Богучанская ГЭС. Видел, как взрывали скалы по краям реки, чтобы набирать грунт. А они завозили технику на участок в Кежму, шлюзовались через ГЭС и поднимались выше.
Столько людей прошло за годы, столько событий!
-У нас был капитан Виктор Григорьевич Перфильев, который начинал работать мальчишкой в Енисейской сплавной конторе еще в военные годы, — рассказывает Николай Михайлович. — Характер у него был суровый, время от времени он сильно нас воспитывал. Мы тогда сердились на него, а сейчас думаю — он все правильно говорил.
Теперь преемники Виктора Григорьевича — это старый кадровый состав, на котором держится флот. Юрий Павлович Чикинев, Виктор Львович Помыканов, Вячеслав Иванович Поляков, Владимир Павлович Дегтярев, Владимир Николаевич Дятлов, — более 25 лет отработали на флоте. Они и сейчас верно и преданно служат флоту и готовы принять в свой коллектив мальчишек, таких же влюбленных в профессию речника. Добрые флотские традиции поддерживают молодые капитаны: Павел Бергейм, Антон Калинин, Владимир Ермоленко, Владимир Кибальник.

НА РЕКЕ И НА СУШЕ
Тот, кто когда-нибудь ходил на теплоходе по Ангаре, знает, какая это капризная река. Шаг вправо — шаг влево — и ты на камнях. Есть такие места, через которые один буксировщик не может плот провести, ему обязательно нужна дополнительная проводка, чтобы помочь протолкнуть плот через шиверу. А бывает и так, что погодные условия подводят. На памяти у Николая Михайловича последний случай, когда они шли на БТ и их резко накрыл туман. Хорошо, моторист успел сделать оборот, бросили якорь. Когда туман рассеялся, оказалось, до берега метров 15.
На реке приходится и под воду нырять, чтобы бревно из-под винта выдернуть, и выходить с камней, не оцарапав дна. Был случай, когда теплоход получил пробоину и спасали его всем экипажем.
-Мы ходили в Кежму на «Умани, — рассказывает Николай Михайлович, — и так получилось, что нас зацепила баржа. Была пробоина — и нам пришлось в авральном режиме ее заделывать. Потом выходили с камней, вставали на берег, ликвидировали последствия. Когда такое случается, бегаешь — и ничего вокруг не замечаешь. А когда все закончится, вспоминаешь с юмором.
Впрочем, и на суше тоже хватает романтики. Подготовка к навигации начинается еще зимой, а в процессе работ появляются и новые задачи. Приходиться и сварочные работы выполнять, и железо резать, и гайки крутить. А главное — правильно подготовить документацию. Это только кажется, что на флоте жизнь кипит только летом, но от того, как ты подготовишь свой теплоход в весенний период, зависит твоя стабильная и бесперебойная работа в навигацию. В позапрошлом году привели на буксире из Красноярска теплоход БТ-308. Жилые помещения, рулевая рубка были в порядке, но в машинном отделении ничего не осталось. Перед капитаном Новиковым стояла трудная задача — к навигации 2011 года теплоход восстановить и поставить на воду. Нашлись и те, кто усмехался — к навигации не успеете. А они уже в конце мая вышли и сделали пробный рейс с небольшим грузом до Ярцево.

ЖИТЬ НЕ ОДНИМ ДНЁМ
-Мне нравится моя работа. Дорога, новые люди, впечатления, — говорит Николай Михайлович. — В этом году в силу обстоятельств меня назначили начальником флота. Я пригласил к себе на ставку капитана-наставника, бывшего моториста Алексея Каминского. Молодой, энергичный — работу с документами он взял на себя полностью. А все организационные вопросы решаю я.
Заболел моторист — нужно кем-то заменить. Или найти теплоход — проводник, чтобы провести плот через Стрелковский порог. Или обеспечить флот новыми запчастями. Все вопросы — от кадровых до производственных — ему нужно решить быстро и оперативно. В этом году по природным причинам навигация пройдет в три месяца. А флот должен обеспечить предприятие древесиной на весь год.
-Мы живем не одним днем, руководство ЛДК №1 понимает это, и для флота выделяются средства, — говорит Николай Михайлович. — Так, в этом году приобрели судовые навигаторы GPS. Для экипажей транзитных теплоходов — это незаменимый помощник — много лет мы ходили по воде чисто на интуиции, на знании реки. Кроме этого, четыре теплохода в этом году оснастили австрийскими дизелями китайского производства. Они более экономичные, надежные в работе, у них очень высокий моторесурс. По возможности, нам помогают и в бытовом отношении, чтобы сгладить походные нюансы.

БЫТЬ РЕЧНИКОМ — НЕ НАУКА, А ИСКУССТВО
В каждый свой рейс он выходит словно впервые. Может быть, не так волнуется, как в первый раз, но всегда чутко прислушивается, как работают двигатели, проверяет, сколько топлива в баках. Выросли сын и дочка, внуки уже появились. Подростком сын Антон каждое лето до холодов ходил с отцом в рейсы. Мыл палубу вместе с экипажем, чистил картошку на камбузе. Ему нравилось, но в капитаны не пошел. Николай Михайлович выбор сына одобряет, считает, что не должно быть в семье два капитана. Впрочем, у каждого свое призвание в жизни. И у другого капитана Александра Бергейма сын Павел ходил мальчишкой в рейсы. Сейчас на теплоходе «Мачтовик» работает капитаном-механиком. И так же, как когда-то отец, год за годом каждую навигацию постигает тонкости и премудрости речной жизни.
- В детстве никто не мечтает быть речником. Все мечтают о море, — говорит Николай Михайлович. — Но когда юноши становятся речниками, они начинают понимать поговорку: «По морю ходить наука, а по реке — искусство». Почему искусство? Потому что на море с автопилотом можно сутки не прикасаться к штурвалу. А здесь, имея хорошее оборудование, реку не пройдешь, если ты ее не знаешь. Нужно понимать, как ведут себя ветер, теплоход, течение. Если ты грамотный капитан, ты подходишь к камню — и с первого взгляда можешь определить, с какой стороны ты его обойдешь, даже если не знаешь участка. Но глядя на камень, на то, как его обходит вода, ты определишь. Когда ты можешь идти ночью там, где нет плавучих навигационных знаков, но по ряби воды определить, где мелко, а где глубоко, вот это — искусство.
Николай Михайлович Новиков этим искусством владеет в совершенстве.

Елена ПАНФИЛОВА


Источник:Газета "Заря Енисея"

Похожие статьи:

НовостиЗапуск нового лесокомплекса ЛДК №1

НовостиВ зоне внимания — новый лесопильный комплекс

НовостиТридцать победных лет

НовостиООО ПК «Сибирский лес» приглашает…

Рейтинг: 0 Голосов: 0 2469 просмотров
Комментарии (1)
алексей # 14 ноября 2012 в 07:02 0
Прочитав эту статью,вспоминаешь поговорку-СТЫД НЕ ДЫМ,ГЛАЗА НЕ ЕСТ.