О детской инвалидности и актуальных инновациях в медико-социальной экспертизе

4 августа 2017 - Администратор

Арт-терапия для детей-инвалидов

Руководитель бюро МСЭ № 32 Игорь Владимирович Городецкий рассказывает о детской инвалидности, актуальных изменениях в сфере медико-социальной экспертизы и реабилитации лиц до 18 лет.

Общее число детей-инвалидов в Российской Федерации составляет более 500 000 человек. По состоянию на 1 января 2017 года в Красноярском крае проживало 11 тысяч 593 ребенка-инвалида.

Региональными особенностями детской инвалидности в Красноярском крае в современных условиях являются высокий уровень распространенности тяжелых нарушений здоровья, ведущих к ограничениям жизнедеятельности в детском возрасте.

В структуре детской инвалидности по Красноярскому краю в течение последних лет первое ранговое место стабильно занимают психические расстройства и расстройства поведения, доля которых в 2016 г. составила 30,3%. Второе место занимают болезни нервной системы с удельным весом 20,7%. На третьем месте — врожденные аномалии (пороки развития), деформации и хромосомные нарушения.

Основные причины распространенности инвалидности у детей, как и в прошлые годы, связаны низким качеством жизни, состоянием окружающей природной среды, условиями жизни и труда родителей.

Дети, имеющие нарушения здоровья, являются одной из наиболее уязвимых категорий населения, нуждающейся в социальной помощи. От своевременности и качества ее оказания зависит, сможет ли ребенок, подрастая, реализовать свои права на независимую и самостоятельную жизнь, получить образование и затем профессию, произойдет ли его полное и эффективное включение в общество.

Немаловажная роль в достижении этих целей отведена учреждениям медико-социальной экспертизы, основной деятельностью которых является определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию (абилитацию).

Реабилитационно-экспертная диагностика при освидетельствовании детей включает клинико-функциональную, психологическую, социальную, педагогическую, а при достижении ребенком определенного возраста и профессионально-трудовую и психофизиологическую диагностику.

Особенностью проведения реабилитационно-экспертной диагностики детей в отличие от взрослых является необходимость учета возрастных норм в физическом и психическом (умственном) развитии детей.

Необходимо заметить, в последние годы проводится серьезная работа по модификации законодательства в части вопросов медико-социальной экспертизы и реабилитации, в том числе детей-инвалидов.

Прежде всего, речь идет о таких заболеваниях, которые у взрослых протекают легче или вовсе не встречаются, но всерьез влияют на нормальное развитие ребенка. Их учет нормативными документами по установлению инвалидности очень важен: дети, имеющие нарушения здоровья, являются одной из наиболее уязвимых категорий населения, нуждающейся в социальной помощи, реабилитации и абилитации.

В настоящее время инвалидность устанавливается учреждениями медико-социальной экспертизы в соответствии с Классификациями и критериями, которые были утверждены Приказом Минтруда России № 1024н сравнительно недавно – 17.12.2015 и вступили в силу с 01.02.2016. В новом документе более подробно изложены нарушения функций, обус­ловленные заболеваниями, влияющими на развитие ребенка, например, муковисцидозом, врожденными пороками развития, в том числе сердца, костно-мышечной системы, центральной нервной системы, инсулинозависимым сахарным диабетом, расщелиной губы и неба, бронхиальной астмой. В Классификациях и критериях детально проработана формулировка характеристик стойких нарушений функций организма, обусловленных заболеваниями, дефектами или последствиями травм. Конкретизированы критерии установления инвалидности, что способствует большей объективизации, единому подходу, повышению качества и прозрачности выносимых учреждениями медико-социальной экспертизы решений.

С 9 августа 2016 г. Приказом № 346н внесены изменения в Классификации и критерии, в части уточнения критерия для установления гражданам в возрасте до 18 лет: детям, в отличие от взрослых, для установления инвалидности достаточно будет наличия ограничения жизнедеятельности только одной категории жизнедеятельности и любой из трех степеней выраженности ограничений.

Конкретизирована оценка степени выраженности стойких нарушений функций организма, обусловленных заболеванием фенилкетонурия. Не только в зависимости от формы, тяжести течения, но и возраста ребенка. Более четко прописано, что при фенилкетонурии, протекающей в детском возрасте, устанавливать количественную оценку нарушенных функций организма необходимо с учетом возможности (невозможности) самостоятельно осуществлять контроль за течением заболевания (соблюдение основных принципов расчета лечебного питания, контроль уровня фенилананина в сыворотке крови на допустимом безопасном уровне).

Всем детям, которым устанавливается категория «ребенок-инвалид», бюро медико-социальной экспертизы разрабатывает индивидуальную программу реабилитации и абилитации ребенка-инвалида (ИПРА). В данную программу вносятся мероприятия медицинской, социальной реабилитации и технические средства реабилитации, нуждаемость в которых установлена по результатам освидетельствования ребенка-инвалида. Помимо медицинской и социальной реабилитации, ИПРА содержит мероприятия и по психолого-педагогической реабилитации. Они разрабатываются на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии, которая осуществляет подготовку и выдачу заключения по уровню психического, физического и речевого развития, эмоционально-волевой сферы ребенка. Заключение комиссии определяет условия получения обучения и зону ближайшего развития ребенка-инвалида и дает основание для определения вида образовательной программы и формы обучения.

Хотелось бы обратить внимание, что на территории Красноярского края, помимо федеральных льготополучателей (т.е. инвалидов) лекарственные средства также получают региональные льготополучатели. В данную группу входят следующие категории детей: из числа определенных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.94 № 890 (по категориям заболеваний и группам населения, в том числе дети до 3-х лет, дети до 6 лет из многодетных семей), а также по нозологиям: гемофилия, гипофизарный нанизм, миелолейкоз, муковисцидоз, болезнь Гоше, рассеянный склероз, трансплантация органов и тканей. Лекарственные средства льготополучателю назначаются лечащим врачом по показаниям, в соответствии со стандартами оказания медицинской помощи и утвержденным перечнем лекарственных средств. Таким образом, льготное обеспечение лекарствами детей из указанных категорий осуществляется вне зависимости от наличия статуса «ребенок-инвалид».

С 1 января 2016 года вступили в силу изменения в Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей». Установлена возможность семьям, имеющим детей-инвалидов, распорядиться средствами материнского капитала на приобретение товаров и услуг для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов посредством компенсации затрат на приобретение таких товаров и услуг, рекомендованных ребенку-инвалиду в ИПРА (помимо технических средств и услуг, содержащихся в Федеральном перечне и предоставляемых за счет средств федерального бюджета). Это распространяется как на родного ребенка, так и на усыновленных детей независимо от очередного рождения (усыновления).

С этой и другой актуальной информацией можно подробнее на сайте ФКУ «ГБ МСЭ по Красноярскому краю» Минтруда России (mse24.ru), где имеются сведения о деятельности учреждения, о порядке оказания государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы, а также нормативно-правовые документы по МСЭ и реабилитации инвалидов. Также с вопросами по медико-социальной экспертизе можно обратиться по телефону горячей линии – 8 (391)291-80-53 или непосредственно в Бюро МСЭ № 32 по телефону 8 (39145)6-37-75.


Источник:Газета "Заря Енисея"
Рейтинг: 0 Голосов: 0 29 просмотров

Нет комментариев. Ваш будет первым!