С узелками родной украинской земли…

4 июля 2014 - Администратор
article1884.jpg

Украинский народный коллектив «Крыниченка» во главе с главой Ирбейского народа Дмитрием Гушану и главой верхнеуринского сельсовета Виктором Кудрявцевым на границе села хлебом и солью встречают участников пресс-тура

Оставляя за спиной обжитые деревни, с узелками родной украинской земли, под скрип старых телег они пробирались все глубже в Сибирь, словно бродяги, ища ночлега. Их было четыре брата Пелехань: Антон, Яков, Михаил и Савелий. Частые неурожаи, безземелье в густонаселенных губерниях Украины заставили их ехать в далекую тайгу. Спасаясь от голода, они месяцами пробирались к незнакомым местам. В путь они тронулись зимой, чтобы весной успеть посеять хлеб. Это был 1894 год, они шли сквозь огромные пространства с миром и добрым словом, уважая обычаи и уклад жизни тех, кто испокон веков жил в этом суровом, богатом и прекрасном краю.

При виде ирбейских земель его сердце замерло навеки

Юрий Пелехань сметает рукой сухие листья с памятников своих прадедов. Нет, не кажется, что сердце его начинает биться сильнее и в глазах появляется особый огонек, когда он рассказывает об истории своей семьи, взахлеб, заикаясь. Это так и есть! Для него это духовная необходимость – искать свои корни, ощущать в этом шатком мире стабильность и прочность. Сейчас здесь, как очень немногие, он умеет ценить современность как результат вековых усилий предков, их подвига, а иногда и мученичества. На этом кладбище похоронены все его праотцы, пришедшие за новой жизнью в Сибирь. В ногах – памятник, головой на запад, а на востоке – часовня, на крест которой смотрят глаза с фотографии – так хоронили на Украине. И уже больше века хоронят здесь.

– Вот могила моей бабушки, – рассказывает Юрий. – Прожила она до 110 лет, а вышла замуж только в 30, за кулака. Хотя сама была дворянского рода. Дед окрутил ее, и они сбежали сюда, в Сибирь. Конечно, родственники были против такого брака. Это происходило в самом конце 19 века. Они так любили друг друга, что бросили все. Уже здесь, на сибирской земле, родились у них три сына и три дочки. Почти как в сказке.

Несколько лет назад Верхней Уре исполнилось 130 лет. И лишь тогда я узнал, что наши предки были первыми украинскими переселенцами. Именно это стало для меня вдохновением узнавать историю своего рода.

На телегах, на старых клячах,
С украинских обжитых мест,
Кто рыдая, кто тихо плача,
Уезжали в туманный лес.
Ребятишек босых ватага
С узелками родной земли,
Мужиков – с работяг в бродяги –
Лишь бы дальше в тайгу ушли.
– Эй, девчата, ну что ж вы, бабы, –
Грубовато в пути донеслось, –
Вы б спевали песни хотя бы,
Хватит ныть вам, утрите нос.
Шевельнулись платки цветные
И как встарь, и как в прошлый век,
Только подал вдруг голос впервые
Новорожденный человек.
И запели бабы сквозь слезы,
Толь от счастья, то ль от беды,
Украинские шли обозы,
Принимая лихо войны.
Лариса КОНДРАШОВА,
руководитель группы «Вечерница»

После долгих дней пути четыре брата дошли до земли «тысяч солнц» – раньше в сезон цветения в верхнеуринском селе подсолнухи распускались повсюду. Когда один из братьев увидел просторы, которые расстилались перед ними, он упал на поле, сжал руками черную землю, прокричал: «Это все мое!», и сердце его остановилось навечно здесь, в Верхней Уре Ирбейского района. Так началась история рода Пелехань на сибирской земле.

Смотреть фоторепортаж Смотреть фоторепортаж #gallery-1 { margin: auto; } #gallery-1 .gallery-item { float: left; margin-top: 10px; text-align: center; width: 33%; } #gallery-1 img { border: 2px solid #cfcfcf; } #gallery-1 .gallery-caption { margin-left: 0; }

«…Лишь бы жила деревня моя»

Побывать в Верхней Уре нам удалось в рамках пресс-тура посвященного 80-летию Красноярского края. И только ради этого стоило совершать многодневное путешествие.

Хлеб и соль, пампушечки с чесноком, блины и вареники – так журналистов со всего края встречали на этой удивительно гостеприимной земле. Несколько месяцев назад с такой же теплотой здесь принимали род Пелехань, который собирался на своей родине в Верхней Уре, в честь стодвадцатилетия истории своей семьи на этой земле. Они разъехались по всей стране и за ее пределы, но в назначенный день их съехалось в село более двухсот.

Верхняя Уря, где живет 80% хохлов, именно так чаще всего они себя называют, была официально признана украинским межнациональным центром. Раньше в Ирбейском районе насчитывалось 7 деревень, заселенных выходцами Киевской, Черниговской и Полтавской областей. Три села остались лишь в истории района, но те, что живут теперь, наполнены звоном чистых песен, богатой культурой украинского народа. Это коренные украинские деревни, где сохраняются традиции. Не утерянные, не специально приготовленные для парадно-выходных мероприятий, а живые, такие как встарь.

«Крыниченка» – чистая вода, «Вечерница» – вечерняя заря, таковы названия коллективов, сохраняющих культурное наследие предков.

Директор централизованной клубной системы верхнеуринского поселения Светлана Борисевич рассказывает о том, что народные песни, которые исполняют коллективы, сохраняются в том словесном содержании, в каком они достались им от бабушек:

– «Крыниченка» официально существует более 30 лет. Ее участники еще в советское время исколесили соседние районы. Конечно, на смену им приходят молодые исполнители, привнося что-то свое в народное творчество, но на то оно и народное, чтобы быть живым, чтобы меняться вместе с поколениями, сохраняя в своей основе ту душевность, которая досталась нам от предков.

Молодежь и вправду возвращается в родные места. Отучившись в вузах, училищах, они приходят работать в Дома культуры, школы, больницы района, чаще всего туда, где трудятся их родители. Они возвращаются в села, потому что хотят жить здесь.

Когда перед въездом в Верхнюю Урю нас встречали в народных украинских костюмах, с угощениями, самотканой дорожкой, когда где-то позади фыркали лошади с телегами, ожидая новых попутчиков, в белой рубахе с вышитыми узорами, стоял глава района Дмитрий Гушану, рядом с ним – Галина Кривовес, руководитель управления культуры и спорта района.

Об этих местах, о своих людях и культурных богатствах земель рассказывать они могут часами. С гордостью, с тем же огоньком в глазах, как и у Юрия Пелеханя. Словно духовное просветление затронуло всех этих людей. И, кажется, все они едины, сплочены. Может быть, именно поэтому молодежь возвращается в ирбейские поселения?

Смотреть сюжет Новоенисейского ТВ-7 Смотреть сюжет Новоенисейского ТВ-7

Нам есть что помнить

Мы знакомились с украинским селом на фоне событий на Украине. Этот трагический катаклизм, происходящий в истории, так больно бьет по людям, болеющим за свою историю. Так тяжело было задавать вопрос об их отношении к нынешним событиям, что сделать это удалось почти в конце нашей встречи.

– Это боль, – вздохнул Юрий, опустив глаза. – Боль непонимания родных, живущих сегодня на Украине. Мы им пытаемся рассказать, что русские и украинцы – единый большой народ, с единой культурой и историей. У нас много добрых традиций. Нам есть что помнить, есть ради чего жить! Ведь мы никогда не делились и жили в мире и согласии. Мы настолько слились в одно целое, что уже не сможем разделить украинские и русские обычаи, особенно здесь, в Сибири.

Для нас по-особому тревожна каждая новостная сводка. Но мы верим, что все исправится. Мы молимся за них.

Ксения ЗАОСТРОВЦЕВА


Источник:Газета "Заря Енисея"

Рейтинг: 0 Голосов: 0 661 просмотр

Нет комментариев. Ваш будет первым!