Стать первым – трудно, оставаться первым – стократ тяжелее

25 августа 2017 - Администратор

Алексей Сизых (справа) в кругу семьи

В жизни каждого человека встречаются люди, оставившие неизгладимый след в памяти и качественно повлиявшие на судьбу других людей. Сегодня речь пойдет о первом заведующем отделом народного образования молодого города Лесосибирска – Алексее Платоновиче Сизых.

В 1975 году на карте края появился новый город, и сейчас даже представить трудно, какой объем проблем нужно было ежедневно решать основателю города Николаю Терентьевичу Колпакову, чтобы юный Лесосибирск стал устойчиво развиваться. Вряд ли многие, казавшиеся непреодолимыми, трудности были бы успешно разрешены, если бы Николай Терентьевич не обладал важнейшим качеством руководителя. Он умел подбирать кадры, которые сразу становились его единомышленниками и соратниками. Одним из таких руководителей, отвечающих за образование, и стал Алексей Платонович.

Приводим краткое содержание разговора с Николаем Терентьевичем Колпаковым:

– Алексея Платоновича я знал по Енисейску, где проработал двадцать лет. Рекомендовал мне его Константин Иванович Волков, работавший тогда заместителем председателя исполкома. Были и еще две причины. Во-первых, он – мой земляк-ангарец, а это значит, настоящий мужик и надежный человек, порядочный, наделенный природным умом, силой духа, умеющий брать на себя ответственность, и на такого коллегу я смогу положиться. Во-вторых, жена Алексея Платоновича была хорошим врачом, значит, город приобретал сразу двух хороших специалистов. И, кроме того, ее и мой отцы были хорошо знакомы, и я знал, что Клара Алексеевна – настоящая мудрая, умная, порядочная, надежная женщина, под стать своему мужу. А в Алексее Платоновиче я особенно ценил то, что он обладал удивительной интуицией при подборе кадров, поэтому я всегда прислушивался к его рекомендациям. Сейчас, спустя годы, я твердо могу сказать, что под руководством Алексея Платоновича образование города быстро заняло передовые позиции на уровне края, и в это время был заложен прочный фундамент для последующего устойчивого развития образовательных учреждений города.

Чтобы понять, откуда у Алексея Платоновича Сизых такие нрав, принципы, стойкая жизненная позиция, как формировался его характер, мы взяли интервью у его близкой родственницы – Натальи Михайловны Грибковой, учителя школы № 1, ныне пенсионерки. Мы приводим выдержки из интервью с ней:

– Алексей Платонович Сизых родился в 1930 году в деревне Алешкино Кежемского района. Он был последним (13-м) ребенком в семье, поэтому его родители Платон Иванович и Акулина Павловна любили младшего сына больше всех. Во время Великой Отечественной войны четверо братьев ушли на фронт. Вернулись всего трое, но со множеством ранений. В годы войны Алексею Платоновичу было всего 11–15 лет, а из-за его огромного рвения к знаниям эти пять лет он провел в учении. Закончив 10 классов, работал около года учителем в родной деревне. После Алексей Платонович уехал учиться в Енисейск. Именно в этом городе он встретил Клару Алексеевну (она работала в Енисейске терапевтом), которая вскоре станет его женой и подарит замечательную дочь Ольгу. А сама Ольга порадует Алексея Платоновича двумя внуками, Алексеем и Юрой, и внучкой Юлией. Алексей Платонович был замечательным семьянином. Он любил свою дочь, помогал ей, поддерживал в тяжелые минуты, но был строгим и справедливым. А с Кларой Алексеевной они были очень близки, прекрасно понимали и дополняли друг друга. Их семейные вечера были наполнены теплотой и любовью. Алексей Платонович часто ездил на рыбалку. Много времени проводил на даче с родственниками и друзьями. А в свободное от работы время много читал.

После окончания института молодой педагог работал в вечерней школе учителем математики. Ученики обожали его и ценили. А коллеги, с одной стороны, боялись его строгости, а с другой, уважали его профессионализм. Далее Алексей Платонович работал в горкоме партии и затем стал заведующим гороно в Енисейске и Лесосибирске. Однажды Алексей Платонович решил, что сразу после празднования 55-го дня рождения он бросает свой пост и становится простым дворником. Так и случилось. На следующий день бывший заведующий гороно подметал дворы и, между прочим, никогда не стыдился этого. Он говорил так: «Если люди уважают меня как педагога, то пусть уважают и как дворника».

Алексей Платонович запомнился многим людям своей справедливостью, стремлением и доброжелательностью. Он был одним из немногих людей, которые мало говорят, но много делают. У него было очень много верных и постоянных друзей. Часто у Алексея Платоновича и Клары Алексеевны дом был полон родственников и гостей. А когда семья приезжала на родину учителя, это был настоящий праздник. Жители деревни Алешкина очень любили их и встречали со всеми почестями. Алексей Платонович умер в 2002 году на 72-м году жизни. Клара Алексеевна прожила еще пару лет и тоже скончалась. Прожившая столько лет вместе супружеская пара была похоронена в городе Липецке.

Деятельность Алексея Платоновича в Лесосибирске естественно, была объемной и ответственной. Под его непосредственным подчинением были инспектора и методисты отдела, централизованная бухгалтерия и директорский корпус. И с этим составом кадров нужно было проектировать и строить школы, думать о дополнительном образовании, о будущих кадрах, которым надо решать новые задачи, соответствующие новому времени, выстраивать новые отношения с социальными структурами и базовыми предприятиями.

Мария Ивановна Ковригина пришла в отдел вскоре после его создания. Вот ее воспоминания о начальнике:

– С Алексеем Платоновичем Сизых мне посчастливилось работать почти 10 лет. Сказать, что это был хороший руководитель – значит почти ничего не сказать. Это был образец руководителя. Он пользовался огромным авторитетом среди директоров школ, внешкольных учреждений и педагогической общественности, так как знал народное образование очень глубоко, видел его развитие в перспективе, узнал слабые участки системы, где и что надо улучшать, кому помочь, и с кого потребовать. Алексею Платоновичу пришлось руководить отделом в условиях жесткого партийного контроля, поэтому он с большой ответственностью относился к подбору руководящих кадров на местах, инспекторского и методического состава аппарата гороно.

Благодаря работе под руководством Сизых лично я приобрела такие необходимые в жизни и работе качества, как ответственность за порученное дело, исполнительская дисциплина, соблюдение основ педагогической этики и многое другое.

Алексея Платоновича отличали аккуратность во всем, пунктуальность, корректность. Он умел строго потребовать, но не унизить и не обидеть. Умел поощрить и поблагодарить. Был веселым и общительным вне работы. Он оставил в жизни добрый след. Светлая ему память.

Фаина Викторовна Никулина, психолог гороно:

– Алексей Платонович был человек слова и дела. Если он наказал руководителя, то на верхах его защищал, чего бы ему это ни стоило. Это был человек тонкой души, к нему можно было прийти с любым вопросом, и он старался вникнуть и помочь. Помогал почти всем молодым специалистам в получении квартир, а это было большой проблемой и раньше.

В период работы Алексея Платоновича наш город в крае был одним из лучших, к нам часто приезжали по обмену опытом, и лесосибирские педагоги показывали свои достижения на краевом и республиканском уровнях. Он всегда гордился сплоченным коллективом руководителей школ и их педагогами. Иногда, в кругу друзей, соратников, смеясь, он говорил: «Какие сами, такие и сани».

В разное время в состав отдела вошли Валентина Геннадьевна Петрук и Вера Ивановна Писарева. Валентина Геннадьевна вспомнила одно очень важное правило, которым Алексей Платонович напутствовал инспекторов на проверки в школах: «Помните, – говорил он, – инспектор должен быть с человеческим лицом». В этих словах – вся мудрость науки управления: уважая себя – умей уважать других». И когда на совещаниях шел анализ какого-нибудь неудавшегося урока или мероприятия, он учил: «Недостатки увидеть легко: они бросаются в глаза. А вы обязательно постарайтесь найти ростки позитивного, чтобы крылья у учителя не подрезать».

Рассказывает Вера Ивановна Писарева:

– Я знала Алексея Платоновича Сизых с 1978 года. Это был невысокий, внешне не видный, немногословный, ироничный, понимающий и ценящий хорошие шутки человек. В нем была внутренняя сила, убежденность и принципиальность. Он подобрал себе команду из умных, творческих, деятельных людей, которых я ценю и уважаю до сих пор. Алексей Платонович ценил опыт и мнение других. Он доверял молодым. Тогда город строился, развивался, расширялась система образования, поэтому директорами, завучами, стали много молодых учителей, некоторые из них до сих пор, спустя 40 лет, успешно продолжают работать руководителями. Доверяя людям, он держал на контроле их деятельность, чтобы вовремя помочь, поддержать или строго спросить за просчеты.

За сорок лет наша страна качественно изменилась, качественно меняются и приоритеты во всех областях деятельности, а значит, и в образовании. Но, по крайне мере, два из них, которые были во времена Алексея Платоновича, сейчас не просто живы, они даже обострились и стали еще значимее. Это качество знаний учащихся и кадровая политика. Приведем только один пример, подтверждающий вновь сверхинтуицию Алексея Платоновича.

В 1975 году в город приехали два молодых специалиста – Владимир Константинович Авдеев и Виктор Петрович Таскаев. Уже в то время Алексей Платонович разглядел в них задатки руководителей. Несомненно, что в развитии физкультуры и спорта в городе вклад Таскаева и Авдеева оценивается очень высоко.

Вспоминает Владимир Константинович Авдеев, директор спортивной школы № 1, а затем – ведущий специалист администрации города:

– Об Алексее Платоновиче Сизых можно говорить и рассказывать много. Закончив Красноярский государственный педагогический институт в 1975 году, в год образования города Лесосибирска, мы приехали с женой сюда работать. С нами, молодыми специалистами, встретился Алексей Платонович. Я был направлен в школу-интернат им. Дзержинского, где стал преподавать начальную военную подготовку и физкультуру. В течение всей педагогической работы мне часто лично приходилось встречаться с Алексеем Платоновичем по вопросам НВП, физкультуры, спорта, туризма и летнего трудового и оздоровительного отдыха детей. Он научил нас отдавать все силы и опыт будущему нашего города – детям. Его глубокие знания, трудолюбие, умение ладить с людьми и постоянное стремление научить нас выполнять работу с отличной оценкой очень помогали в нашей работе. Ему характерны взвешенность прилагаемых решений, профессиональная требовательность, глубокая порядочность, настоящая мужская надежность и уверенность в сочетании с доброжелательностью, сердечностью и скромностью. Мне приятно, что Алексей Платонович помог мне как педагогу раскрыть педагогические и организационные способности.

Совершенно особая страница жизни Алексея Платоновича – его работа с резервом и кадрами руководителей общеобразовательных учреждений. Конечно, в маклаковских школах работали прекрасные руководители. Достаточно вспомнить легенду образования – Нила Тодоховича Ящука.

Но началось строительство новых школ. Уже в 1975 году приняла первых учеников школа № 1. А далее на очереди – школы №№ 9, 15. Где-то в виде мечты видится гимназия. Реально строится новое здание для развития дополнительного образования – Дом пионеров и школьников, вводится межшкольный учебно-производственный комбинат, реконструируются имеющиеся здания, появляются вспомогательные школы и так далее.

Чутье Алексея Платоновича на людей было поразительным: он мог за одно краткое знакомство увидеть суть человека, а затем в подтверждение своих первых выводах очень внимательно наблюдал за этим человеком в разных видах деятельности. С нами он обязательно детально обговаривал кандидатуры на должность руководителя, хотя сам-то уже знал, кого он наметил, и когда в результате нашего делового обсуждения его кандидатура совпадала c предложенной нами, от удовольствия широко улыбался. Так были назначены руководители школ №№ 9 и 15 – Ирина Александровна Усакова и Валентина Михайловна Федосеева. Эти две женщины достойны особого уважения: начавшие директорскую деятельность с постройки зданий школ, они впоследствии сформировали ученический и педагогический коллективы, ставшие очень заметными не только на уровне города, но и края, России.

Вспоминает Валентина Михайловна Федосеева:

– Cизых Алексей Платонович! Это удивительный Человек не только своего времени, но и сегодняшнего дня. Человек особой породы: мудрый, порядочный, интеллигентный, скромный – настоящий руководитель. Алексея Платоновича особенно отличало уважительное отношение к людям разных профессий и должностей. Он был талантливый руководитель, умел правильно и понятно дать поручение, мотивировать на успешное выполнение задания. Когда я была назначена директором вечерней школы, которая находилась в здании ГПТУ-14, план по набору в школу не выполнялся. Алексей Платонович дал мне задание просчитать все часы по образовательным областям (из индивидуальных и групповых консультаций), специалистам это понятно. В результате набор в ГПТУ-14 выполнялся, так как студенты вопреки всем циркулярам получали и среднее образование. Пока министерство одобрило эту инициативу, Алексей Платонович мне сказал: «Будем сидеть в одной тюрьме, в разных камерах».

Инновационный подход, любовь к учительству – отличительная черта этого руководителя. Назначая меня начальником трудового лагеря «Таежный» (я очень сопротивлялась, плакала, понимая ответственность) он говорил: «Когда ты там, я сплю спокойно». Говорил прилюдно, словно награждая медалью. Для меня Алексей Платонович Сизых был абсолютным авторитетом. Говорила и до сих пор говорю: «Боюсь партию, милицию и Сизых».

Рассказывает Ирина Александровна Усакова:

– Умный стратег и тактик, он не мешал работать. Его любимые фразы: «Действуйте. Ход ваших мыслей верен. Если что, поддержу». «Подумайте. Решение найдете». Однако четко отслеживал действия подчиненных. Мне, директору № 9, строгий наказ: «Никого из школ не переманивайте, растите своих». Однажды я попросила переводом принять в школу № 9 одного учителя и услышала внятную речь заведующего: «Вы действительно жаждете его заполучить в коллектив? Изучили ли вы главный документ – трудовую книжку – учителя, за которого просите? У него за 15 лет стажа 14 записей о перемещениях». Трудовые книжки хранились в сейфе гороно.

Смогла понять многое в душе своего начальника в феврале 1983 года, когда на собеседовании у первого секретаря горкома партии Колпакова услышала, что Алексей Платонович настаивает на утверждении именно моей кандидатуры директором школы-новостройки в 5 микрорайоне. Школа возводилась в условиях внепланового строительства и сдачи объекта. Февраль 1985 года. Я приглашена к председателю горисполкома Чарикову Владлену Васильевичу. Накануне Алексей Платонович вызвал к себе и спросил: «Если Вам предложат рост по карьерной лестнице – заместителем председателя исполкома – пойдете?» – «Нет». – «Я рад».

Выдержки из воспоминаний Сергея Ивановича Лисина, директора вечерней школы, находящейся в Зеленой роще:

– До сих пор мне помнится один случай. Однажды Алексей Платонович приехал в трудовой отряд старшеклассников (ТОС). Он нашел меня (я тогда работал там с учениками первой школы) и сообщил о том, что моей семье дали двухкомнатную квартиру в деревянном доме. Меня настолько поразила его забота о своих подчиненных! Позже он назначил меня директором вечерней школы № 3.

С нами, мужчинами, он был более крут. Особенно, когда ты не смог с чем-то справиться. Вначале он молчал, затем вспоминал, благодаря каким качествам назначил тебя руководителем. Постепенно переходил к «разбору полетов», да так, что «мозги плавились» от стыда. А в завершение давал подсказку, как исправить положение (не готовое решение, а подсказку) и выражал твердую надежду, что все получится.

Вспоминает Лидия Андреевна Тарабрина, директор школы-интерната имени Дзержинского:

– С Алексеем Платоновичем Сизых я познакомилась в середине августа 1978 года и проработала под его руководством почти восемь лет. Вспоминаю этого человека только с большим уважением. Алексей Платонович – замечательный во всех отношениях: обаятельный, обладающий потрясающей ответственностью, широчайшим кругозором, умением ценить людей. (Сама не заметила, что говорю о нем в настоящем времени, а ведь его нет с нами уже много лет). Считаю его образцом руководителя и примером для подражания.

Нина Ивановна Кононова, работавшая во время переезда Алексея Платоновича в Лесосибирск директором средней школы № 6 в Новоенисейске, вспоминает:

– Когда на горкоме партии анализировали серьезный проступок ученика, то обвинили в недоработке молодого классного руководителя, на что Алексей Платонович ответил: «Это мой учитель, и виноват, прежде всего, я. А плохих учителей нет, их надо просто учить и им помогать».

И таких случаев было немало. Алексея Платоновича отличала простота и внутреннее достоинство, корни которого идут от сопричастности к настоящим сибирякам, к людям, называемым солью земли русской. И действительно, он был таким человеком, сибиряком до мозга костей. Его речь, простая, понятная любому, была без иностранных слов. Поэтому всегда каждое его слово «било в десятку», смысл сказанного был предельно понятен и вызывал соответствующие эмоции.

Чем больше проходит времени, тем более остро осознаешь щедрость судьбы, давшей нам возможность жить и работать в одно и то же время и в одном месте с такой личностью. До сих пор Алексей Платонович был, есть и останется для всех нас нашим Учителем, образцом порядочности, внутреннего достоинства и уважения к людям. По прошествии многих лет особенно остро ощущаешь масштаб личности Алексея Платоновича, его потрясающую недосягаемую мудрость, его идущее из глубины души искреннее уважение к другому человеку. Очень точно сказано: «Жизнь – не те дни и года, что прошли, а те, что запомнились». Уходящее прошлое становится для нас все более значимым, пожалуй, самым важным в плане формирования наших деловых и человеческих качеств.

А память об Алексее Платоновиче Сизых имеет для нас не меньшее значение, чем его живое присутствие, он по-прежнему Ум, Честь и Совесть нашего ветеранского педагогического братства.

Желаем нынешнему поколению педагогов и управленцев беречь и развивать вечные нравственные ценности, позволяющие каждому маленькому человечку стать Человеком.

Надежда РУКОСУЕВА, ветеран ветеранов педагогического труда, заслуженный учитель РФ,
Марина КОЛЕГОВА, руководитель объединения «Школа журналистики» ЦДО,
Мария СЕРБА, учащаяся объединения «Школа журналистики»

(Статья печатается в сокращении. К сожалению, формат газетной публикации не смог вместить всех добрых слов, высказанных коллегами героя материала)


Источник:Газета "Заря Енисея"
Рейтинг: 0 Голосов: 0 58 просмотров

Нет комментариев. Ваш будет первым!