80 лет Сельхозтехнике

1 сентября 2017 - Администратор

Николай Александрович Аксенов

Совсем скоро 9 сентября – юбилей одного из старейших предприятий нашего города и Енисейского района. Мы выяснили, общаясь с местными жителями и ветеранами предприятия, что здесь трудится очень много династий, особенно среди жителей ближайших районов: Черемушек, Северного, Новоенисейска. Те, кто сами работали, приводили детей и своих родных. К примеру, это Аксеновы, Лисицины, Крейсы, Щетинины, Денисовы и многие другие.

Современное название этого предприятия – ООО «Ремтехника», оно расширило список услуг, продает, ремонтирует, обслуживает лесозаготовительную технику и системы пожаротушения.

– Для гостей праздника мы готовим незабываемую программу, после торжественной части состоится концерт, будет демонстрация техники и много другого интересного, – сообщил учредитель ООО «Ремтехника» Олег Шеверев.

Работать пришлось с семи лет

Руководство предприятия признательно всем старейшим труженикам, ведь благодаря именно этим людям организация существует до сих пор и развивается. Например, Николай Александрович Аксенов трудился кузнецом в Сельхозтехнике с 1958 до 2007 годы, посвящая любимой работе опыт и знания.

На его судьбу повлияла Великая Отечественная война. Родившись в 1930 году в деревне Чалбышево, Николай Александрович, как и все дети того времени, рано повзрослел. Уже с семи лет вместе со взрослыми работал в поле. Поэтому трудовая биография Аксенова, начинаясь с 1937 года, насчитывает 70 лет или больше! В его жизни сменилось немало профессий и мест работы – Енисейск, Пировское, Ачинск, будучи комсомольцем с горячим сердцем отправился вместе с супругой Тамарой Ивановной Аксеновой в Казахстан на целину осваивать новые земли. Но спустя некоторое время вместе приняли решение вернуться на родину.

– С 13 лет я помогал отцу Александру Николаевичу в кузнечном ремесле, обу­чался профессии в Енисейском ФЗО (фабрично-заводское обучение), – рассказал Николай Александрович. – Несмотря на то, что сменил несколько профессий, связанных с сельским хозяйством – работал на комбайне, на жатке-самосброске (эти машины можно увидеть в старых фильмах), ремонтировал сельхозинвентарь, сенокосилки, жатки. Но все же меня тянула работа с металлом, и отец позвал в кузню Сельхозтехники.

С тех пор почти 60 лет он трудился на этом предприятии. Золотые руки мастера, трудолюбие и умение быстро работать принесли добрую славу Николаю Александровичу. Вначале работали три кузнеца, а потом он справлялся один со всей работой – в год ремонтировал по 120 тракторов. Был лично знаком со многими трактористами района. Помимо крупных механизмов, разбирался в устройстве и налаживал много другой сельхозтехники – вакуумные насосы, доильные аппараты, поилки для коров.

Николай Александрович с доброй и светлой улыбкой описывает годы молодости, припоминает забавные случаи. В свои 87 лет он остается интересным собеседником. Его супруга работала бухгалтером в Сельхозтехнике до 1986 года.

Продолжает рассказ внучка Юлия Аксенова:

– Когда дедушка и бабушка вернулись из Казахстана, в Сельхозтехнике работал главным бухгалтером мой прадед – Иван Александрович Воробьев, участник Великой Отечественной войны, тоже очень выдающаяся личность! Благодаря ему перестали задерживать зарплаты рабочим. И скорее всего, он их пригласил в организацию. Мой дедушка очень добрый, трудолюбивый, заботливый, любящий, гостеприимный, он очень любит праздники. Кстати, он всегда отлично танцевал, даже меня учил вальсировать в детстве. Любимая песня – «Во кузнице», что не удивительно. С бабушкой они живут в мире и согласии, вместе пережили потерю единственного сына, моего папы. Они замечательные, дарят тепло и любовь нам по сей день! Желаю им здоровья и долгих лет жизни.

Василий Семенович Вишняков, 1990 г.

«Здесь я как дома»

– В моей трудовой книжке только две записи – в 1973 году устроен водителем и в 1994 году уволен. И все, в паре строчек уместилась моя трудовая деятельность, – с улыбкой начинает рассказ о себе Василий Семенович Вишняков. – Но и по сей день это предприятие для меня как второй дом. Пришел сюда сразу после службы в армии, сначала ездил на автомобиле ГАЗ-53, а потом пересел на более солидный КАМАЗ. За время работы настолько освоил технику, что могу разобрать и собрать КАМАЗ с закрытыми глазами, как автомат Калашникова.

Когда начались годы перестройки, в 1994 году обстоятельства вынудили Василия Семеновича, как и других многих работников, взять технику в аренду. Тогда на родном КАМАЗе, но уже арендованном, он стал зарабатывать. Потом, уже у Олега Владимировича Шеверева, взял в аренду помещение под гараж для собственной техники. Сейчас отца сменил сын Василий Васильевич Вишняков и продолжает работать на самосвале. Стажировку проходил здесь же.

Кстати, он правнук первого руководителя предприятия – Ивана Кузьмича Игнатьева, а Василий Семенович Вишняков женат на внучке Ивана Кузьмича.

Вспоминая прежние годы, Василий Семенович рассказал, что на его глазах предприятие разрасталось, строились новые помещения. В городе было только два мощных автопарка – у Сельхозтехники и Автобазы № 8, предприятия даже конкурировали. Сельхозтехника считалась одним из лучших предприятий района. Но и работы было – не переработать! Колхозы развивались, требовалось много техники. Водители предприятия весной участвовали в посевной кампании, осенью – уборочная страда, а зимой вывозили зерно в Красноярск. Обратно везли потом семенной материал. Ездили во все районные колхозы, временами и по Красноярскому краю, иной раз и подальше – Кызыл, Подмосковье, Ростов-на-Дону, Нижний Новгород. На КАМАЗах возили сельхозпродукты – зерно, силосную массу, весной – посевной материал.

– Несмотря на трудности, я всегда очень любил и люблю работу водителя! Предприятию желаю процветания. Благодаря руководителю Олегу Владимировичу Шевереву оно не развалилось, как другие по краю. Когда колхозы стали невостребованными, цепочка стала обрываться. Но наш директор сплотил коллектив, помог нам выстоять, построил много нового, капитально обновил базу, в общем, все сделал грамотно.

Николай Ильич Сафронов, 1995 г.

Все водители – только асы

Николай Ильич Сафронов устроился в автогараж Сельхозтехники в далеком 1975 году, и по сей день он крутит баранку современной мощнейшей машины Iveco. Но обо всем расскажем по порядку.

Сначала он трудился на другом предприятии, но когда встал вопрос с жилплощадью, перешел в Сельхозтехнику и через пару недель вместе с супругой получили ключи от отдельной комнаты. Потом построили дом недалеко от места работы, в котором по сей день и живут.

– На наше предприятие брали только проверенных профессионалов. Я пришел водителем первого класса, имея опыт службы в автодорожных войсках и хороший послужной список, хотя и небольшой стаж. Мне предложили выбрать машину, – рассказал Николай Ильич. – Сначала ездил на новеньком ГАЗ-51 и, кстати, на следующий день после того, как устроился на работу, уехал в командировку в Красноярск. Потом восстановил после аварии ГАЗ-53, работал на нем и учился в Красноярском автодорожном техникуме. Меня перевели инженером по безопасности. Но водителем работать мне нравилось больше.

Снова Николай Ильич стал крутить руль, уезжать в далекие и продолжительные рейсы. Ему доверили ЗиЛ-130 с прицепом, потом перешел на КАМАЗ. В 1990-е годы стал его арендовать. А потом купил такой же. Работа всегда казалась очень интересной. Особенно восхищало Николая Ильича великолепие сибирской природы: «Здесь такие места, горы, леса…»

– Мы развозили по колхозам зерно, необходимую технику – веялки, сеялки, плуга, лемеха. А дороги – только зимники, шли вместе с трактором. И если сравнивать, то сейчас у современных машин грузоподъемность 20 тонн, а раньше на газике 2,5 тонны еле-еле вез. Родному предприятию желаю здравствовать и не забывать стариков. Хотя жаловаться не приходится, нас помнят и уважают. Руководитель Олег Владимирович Шеверев всех знает по имени-отчеству, всегда очень вежливо и дружелюбно беседует, интересуется, как дела и как здоровье. Поэтому я снова согласился поработать водителем, на Iveco на подмене возить лес, завтра первый пробный рейс (беседа состоялась 25 августа).

Послесловие. Обращаясь к читателям, я прошу не судить строго мои тексты про людей, отработавших или работающих на этом предприятии. Вы, наверное, заметили, что практически все дают высокую оценку работы предприятия за последнее десятилетие и желают ему, а также его руководителю, дальнейшего процветания.

Александр Шайдт (продолжение)

МТС в годы войны

С началом Великой Отечественной войны в коллективе МТС произошла заметная рокировка кадров. Директора Ивана Кузьмича Игнатьева направили на работу в военкомат Удерейского (ныне Мотыгинского) района. На фронт призвали главного агронома И.И. Лавриненко, главного бухгалтера П.К. Секурова, механиков Н.З. Манылова, П. Гусева, Л. Павина, Андреяна Шипунова, Павла Чикинева и других. Важную роль выпало сыграть в те годы Ивану Никифоровичу Ковригину. До 1940 года он работал на станции начальником машинно-тракторных мастерских (МТМ). В конце 30-х годов Иван Никифорович прошел обучение в Москве на курсах усовершенствования механиков МТС, что были открыты при Тимирязевской академии. Окончив учебу с отличием, он вернулся домой и стал готовить трактористов не только для Енисейской МТС, но и для Полярной МТС, которая базировалась в селе Ялань Енисейского района, а затем был назначен и директором Полярной МТС. В начале Великой Отечественной войны Ивану Никифоровичу было поручено срочно организовать курсы трактористов для девушек и юношей, не достигших 16-летнего возраста, молодых женщин и мужчин, не подлежащих призыву в армию по возрасту. За 1 месяц он должен был обучить каждого из них работать на тракторе. По завершении обучения на курсах очень эффективно трудились Наталья Зырянова из деревни Прутовой, 60-летний Яков Родионович Заболоцкий из Стрелки, 16-летний паренек Виктор Шушаков из Усть-Тунгуски. Хорошо освоила работу на тракторе Маремьяна Гаврииловна Мартынова из Маклаково – дочь Гавриила Маремьяновича Мартынова, у которого первое время проживал революционер Петр Заломов (прототип главного героя повести М. Горького «Мать» Петра Власова) во время ссылки в Сибирь.

На фронт Ивана Никифоровича Ковригина не взяли по здоровью, выписав наркомовскую бронь на трудовой фронт. В 1944 году он был назначен директором Енисейской МТС. Следует отметить, что во время войны Иван Никифорович тесно сотрудничал с техническим директором Маклаковского лесопильного завода Николаем Владимировичем Тимофеевым, будущим министром лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности СССР. Директором Енисейской МТС Иван Никифорович Ковригин проработал до 1951 года.

Материалы подготовила Зульфия КИРИЛЛОВСКАЯ


Источник:Газета "Заря Енисея"
Рейтинг: 0 Голосов: 0 609 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!