Дорога длиною в 40 лет
…Человека, впервые попавшего в Лесосибирск, поражает многое: протяженность города вдоль берега могучего Енисея, близость к природе, развитая инфраструктура. Но есть в нашем городе особенность, которая придает ему особое обаяние. На улицах Лесосибирска можно встретить множество молодых лиц. Это студенты двух высших учебных заведений, одному из которых в 2017 году исполняется 40 лет.
Лесосибирский педагогический институт (сегодня это филиал Сибирского федерального университета) – почти ровесник города, и история распорядилась так, что на долю Лесосибирского педагогического выпали все перипетии, которые в избытке пережила наша страна в эпоху перемен. Мы предлагаем заглянуть в прошлое вуза, чтобы понять, чем он живет сегодня и как позиционирует себя в будущем.
Невозможно понять, что представляет собой Лесосибирский педагогический сегодня, не обратившись к истокам его основания. Институт возник не на ровном месте, и до переезда из Енисейска в Лесосибирск в 1977 году он зарекомендовал себя как высшее учебное заведение, жизнь которого уже тогда заключалась в преодолении трудностей. История института началась за год до начала войны, причем день в день. 22 июня 1940 года вышло постановление Совнаркома РСФСР № 463, согласно которому был образован Енисейский учительский институт. В сложные военные и послевоенные годы преподаватели вуза хорошо понимали и выполняли свою миссию, которая имела вечный смысл – и в военное, и в мирное время нужно учить детей, поэтому Енисейский учительский, а с 1954 года Енисейский государственный педагогический каждодневно готовил будущих учителей для работы в школах северных районов Красноярского края. Эта принципиальная позиция определила вклад Енисейского педагогического института в развитие культурной жизни города и региона. В жизни института того периода отразилась закономерность: судьба выбирает человека для свершения каких-то очень важных дел и одновременно он сам изменяет судьбы людей, с которыми идет по жизни. В енисейском периоде жизни вуза эта закономерность выразилась сполна. Преподавателям и студентам небольшого провинциального института удалось создать вуз, который стал мобильным центром подготовки учителей для северных районов Красноярского края. Ориентированный на подготовку кадров для сельских школ, Енисейск притягивал молодежь к себе, и та, в свою очередь, вносила новый импульс в жизнь города. Говоря современным языком, формат жизни института того времени можно охарактеризовать понятием «сотрудничество в широком социальном контексте». Институт стал важной частью городской жизни, ее культурным и просветительским центром. Лидирующим началом здесь были преподаватели, деятельность которых была весьма многообразной: от проведения занятий и руководства педагогической практикой до чтения лекций по линии общества «Знание» и участия в спектаклях Енисейского народного театра. Несмотря на отдаленность от крупных научных центров, в институте проводились интереснейшие научные исследования.
История енисейского периода жизни педагогического института – яркое подтверждение одной из лучших традиций отечественной истории и культуры. Провинция всегда являла собой в России основу сохранения духовности и интеллигентности в обществе. Сказать, что эти лучшие традиции отечественного образования логично «перекочевали» из Енисейска в Лесосибирск, – значит лишний раз подтвердить идею особой роли высшего образования в развитии нашей страны.
Своей работой и личным примером плеяда енисейцев формировала в молодом городе его социально-культурную инфаструктуру. Преподаватели вуза активно участвовали в общественной жизни Лесосибирска, в развитии сети его учебных заведений и учреждений культуры. Вот лишь некоторые штрихи жизни института второй половины XX в. Первый профессор Антонина Ивановна Малютина в научных кругах и Союзе писателей завоевала признание как специалист по творчеству сибирских писателей. Докторская диссертация Бориса Яхиевича Шарифуллина признана специалистами «прорывом» в современной лингвистике. Владимир Иванович Евстифеев стал основателем городского театра «Поиск», Именем профессора Раисы Тихоновны Гриб названы ежегодные научные филологические чтения для учителей и специалистов русского языка, популярность которых растет год от года. Институт неоднократно становился победителем всевозможных модных в те времена социалистических соревнований. Азарт открытий и новшеств, который буквально пронизывал каждый миг освоения нового экономического пространства на территории молодого города на Енисее, был легко подхвачен студентами и преподавателями института. Они ощущали себя первооткрывателями, будь то общественная работа на благо города, стройотряды, прославившие институт в масштабах страны или профессиональная подготовка в стенах родного вуза.
Вообще, история Енисейского – Лесосибирского педагогического – это история о странном соединении закономерного и случайного, это рассказ о людях, которые трудились в стенах этого, на первый взгляд, неброского, почти домашнего вуза, но сумевших своим трудом создать своего рода «бренд» под названием «Лесосибирский педагогический». Сегодня, когда проблеме человеческого капитала уделяется большое внимание на всех уровнях, есть смысл оглянуться назад, чтобы понять, что значит человеческий фактор в развитии общества и в жизни отдельного человека. Ведь в свое время институт не просто переехал в Лесосибирск, чтобы обеспечить молодому растущему городу идеологическую базу. Плеяда преподавателей, имена которых сейчас окутаны легендами, осталась в памяти многих поколений студентов. Они были яркими личностями, профессионалами высокого класса, отдающими свой талант и мастерство людям. С переездом педагогического института в Лесосибирск город обрел шанс на «долгосрочное» развитие, ведь историей доказано, что у города только тогда есть будущее, если в нем есть высшие учебные заведения. Лесосибирску повезло, и с 1977 года по сегодняшний день он живет в формате «будущее уже наступило».
40 лет – срок по историческим меркам мизерный, и, тем не менее, вехи «дорожной карты» Лесосибирского педагогического за это время отмечены в целом позитивными событиями. И даже в сложные, по сути, переломные периоды вуз находил силы и ресурсы, чтобы не просто выжить, но выстраивать маршрут в формате развития. В жизни вуза определенную роль сыграл фактор, который принято называть удачей. На протяжении всех лет институт находил понимание и поддержку со стороны руководства города и в советский период, и сегодня, когда резко изменился вектор политического развития страны. Был в жизни института поистине драматический момент, когда высшее руководство образованием страны в «лихие» 90-е взяло курс на закрытие небольших, а потому «нерентабельных» с точки зрения чиновников, вузов. Тогда на помощь вузу пришел Красноярский государственный университет, и наш институт стал его филиалом, а с 2006 года Лесосибирский педагогический является филиалом Сибирского федерального университета – мега-вуза, определяющего лицо высшего образования региона и страны в целом. Такое «родство» заставляет коллектив института ежедневно усложнять требования к себе и ускорять темпы развития, чтобы соответствовать вызовам времени. В этой сложной системе вуз обозначает свою миссию с вполне объяснимой конкретикой, связанной с актуальными задачами современности. Во-первых, институт определяет свое место в геополитическом пространстве региона и позиционирует себя как Северный (Лесосибирский) инновационно-образовательный (педагогический) кластер Сибирского федерального университета. Во-вторых, сегодня, как никогда, актуализируется проблема конкурентоспособности высших учебных заведений, и коллектив института во главе с руководством отдает себе отчет в том, что решить эту задачу можно только при постоянном повышении качества образования студентов и выпускников вуза. В-третьих, институт будет привлекателен для абитуриентов при условии устойчивого саморазвития, мобильности, погружения в атмосферу будущей профессиональной деятельности, что в итоге обеспечивает высокий уровень подготовки будущих бакалавров. Одним из проявлений мобильности выступает ежегодно обновляемый спектр направлений и профилей, по которым ведется подготовка. Приемная компания каждый год чутко откликается на запросы системы образования региона и объявляет набор на профили, которые востребованы в ближайшие годы. Так, в 2017 г. был успешно сделан набор первокурсников на направления «Педагогическое образование» с двумя профилями подготовки, «Психолого-педагогическое образование» и «Физическая культура». Траектории дальнейшего профессионального роста выпускников института разнообразны: от работы по профилю подготовки в системе образования до учебы в магистратуре ведущих университетов страны. В вузе широко развита система переподготовки работников образования, ведется работа по заявкам и запросам различных общественных структур.
Первокурсники Лесосибирского педагогического бывают приятно удивлены условиями учебы и в целом жизни вуза. Конечно, приоритет отдан образовательному процессу, где неустанное внимание уделяется внедрению современных технологий, компьютеризации обучения, реализации индивидуальных траекторий в области учебно-исследовательской работы, педагогической практике и др. Буквально с первого курса многие студенты начинают пробовать свои силы в научной деятельности. Именно поэтому обучающиеся Лесосибирского педагогического успешны в реализации грантовой деятельности, они получают стипендии Президента и Правительства Российской Федерации, Оксфордского фонда, активно участвуют в научно-практических конференциях и олимпиадах разного уровня.
Но учебой и наукой жизнь студентов не исчерпывается. Институт дает шанс реализовать творческие способности, ведь студенческий возраст – это самое подходящее для этого время. Многие достижения студентов оказываются замеченными вне стен вуза. Так, деятельность учебного студенческого театра на английском языке «Глобус» только в 2017 г. получила признание на международном и краевом уровнях, завоевав дипломы лауреатов I и II степени.
Обычно педагогические вузы – «девичьи», но в Лесосибирском педагогическом среди студентов много молодых людей. В будущем многие из них выбирают школу как место профессиональной деятельности, а за время учебы в институте могут пройти военную подготовку.
Студентов в Лесосибирском педагогическом особенно привлекает тот факт, что, несмотря на строгие требования, вся жизнь в институте построена по принципу личностного характера взаимоотношений между преподавателями и студентами. Эта традиция имеет глубинные корни, уходящие в енисейский период жизни вуза. Есть еще одна причина, по которой нельзя ломать установившийся порядок, и заключается она в гуманистической сути педагогической профессии. Какие бы ни были жесткие ветры перемен, какие бы новые компетенции ни являлись нам как необходимые в наше непростое время, как бы мы ни сетовали на отчуждение общества от личности, детство должно быть обустроено по сценарию человечности. Именно этому учат в Лесосибирском педагогическом институте.
Ярким примером современного формата обучения для студентов служит деятельность коллектива преподавателей. Освоение новых технологий, в том числе дистанционного образования, инновационные научные исследования, создание эффективных сетевых форм взаимодействия не только с головным вузом, но и с другими образовательными организациями Красноярского края и России, рост публикаций в рецензируемых журналах из списка, рекомендованного ВАК, результативное руководство научной деятельностью студентов, успешная аккредитация в 2017 г. профиля «Информационные системы и технологии (Информационно-управляющие системы)», подготовка к аккредитации вуза в 2018 г. – лишь некоторые штрихи деятельности коллектива в режиме ускорения. В 2016–2017 г.г. институт получил поддержку Российского фонда фундаментальных исследований и Красноярского краевого фонда науки. Преподавателями вуза проводится научная работа в рамках грантов «Самоидентификация жителей Приенисейской Сибири» (руководитель доцент Тамара Андреевна Бахор) и «Создание пакета культурно-исторических и научно-методических материалов к празднованию 400-летия Енисейска» (руководитель доцент Елена Владиленовна Семенова).
Еще одной особенностью работы и жизни вуза является его тесная связь с образовательными учреждениями, управлениями образования города и региона, причем эта связь имеет разветвленные варианты: от создания педагогических классов, участия преподавателей в традиционных конкурсах «Учитель года», «Воспитатель года», работы в жюри ученических научно-практических конференций до проведения совместных с руководителями общеобразовательных школ и руководством г. Лесосибирска экспертных советов. Это всегда встречи единомышленников, бывших студентов с преподавателями, заинтересованный разговор людей, для которых образование стало делом жизни.
… 1 сентября 2017 года в стенах Лесосибирского педагогического института в сороковой раз прозвенел первый звонок для тех, кто через какое-то время вспомнит с благодарностью то время, когда в небольшом сибирском городе почти домашний, но не лишенный академичности институт, дал им шанс получить современное образование для полноценной жизни в XXI веке.
Людмила ХРАМОВА, Владимир СЕМЕНОВ, Елена СЕМЕНОВА
Источник:
Нет комментариев. Ваш будет первым!