О соблюдении законодательства о ценообразовании на коммунальные услуги на территории края
Экономическая обоснованность затрат предприятий коммунального комплекса во многом определяет состояние законности в сфере ЖКХ, социальное спокойствие населения в регионе.
В связи с указанным надзор за соблюдением законодательства о ценообразовании на коммунальные услуги является одним из приоритетных направлений работы прокуратуры края.
При проведении проверок мы используем, в том числе сообщения о нарушениях закона, которые публикуют средства массовой информации.
Так, сообщения средств массовой информации о повышении с января 2015 года платы граждан за коммунальные услуги в г. Дивногорске явилось основанием для проведения прокурорской проверки в целом по региону, по результатам которой прокурорами г.г. Дивногорска и Лесосибирска, Абанского, Емельяновского, Козульского, Курагинского, Мотыгинского, Нижнеингашского, Партизанского, Уярского районов края, Боготольским, Назаровским, Рыбинским и Шарыповским межрайонными прокурорами установлено превышение индекса роста платы граждан за коммунальные услуги, утвержденного Губернатором края на 1 полугодие 2015 года. В результате прокурорского вмешательства гражданам сделан перерасчет.
Экономическая обоснованность тарифов организаций коммунального комплекса во многом зависит от законности приобретения и владения имуществом, используемым в регулируемом виде деятельности.
Значительная часть такого имущества принадлежит муниципальным образованиям, а распоряжение им, зачастую в нарушение законодательства, осуществляется без проведения конкурсных процедур, что влияет на длительность оказания коммунальных услуг одним поставщиком, размер инвестиций в имущество.
Так, по результатам проведенной проверки установлено, что 07.09.2012 между МУП г. Красноярска «Горэлектротранс» и ООО «Сетевая территориальная компания» без проведения торгов, в нарушение ст.17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», заключен договор аренды оборудования, смонтированного в зданиях тяговых и трансформаторных подстанций предприятия на территории г. Красноярска.
Одним из негативных последствий заключения данной сделки являлось увеличение размера платы за потребленную электрическую энергию, несоразмерное получаемой муниципальным предприятием арендной платы.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 11.06.2015 исковые требования прокуратуры края о признании недействительной данной сделки удовлетворены в полном объеме.
Всего в истекшем периоде 2013-2015 гг. Арбитражным судом края удовлетворено более 30 аналогичных заявлений прокуратуры края.
Баланс интересов ресурсоснабжающих организаций и потребителей обеспечивается экономической обоснованностью расходов, включенных в тариф.
С целью выявления экономически необоснованных затрат предприятий коммунального комплекса горрайпрокурорами изучаются документы бухгалтерской отчетности, материалы, предоставляемые в орган регулирования для утверждения тарифа, проводятся встречные проверки с контрагентами для установления фактической стоимости выполненных работ (оказанных услуг).
За последние 2 года органами прокуратуры края нарушения установлены в свыше 100 организациях на сумму более 2 млрд рублей.
Так, только в 2014 году по инициативе органов прокуратуры края региональной энергетической комиссией края откорректирована необходимая валовая выручка предприятий на сумму свыше 600 млн рублей.
Например, прокуратурой г. Красноярска установлено, что в тариф на услуги по водоснабжению и водоотведению ООО «КрасКом» были включены затраты на оплату коммунальных услуг помещений, арендуемых у общества третьими лицами и не используемых в регулируемом виде деятельности, распределение общехозяйственных затрат произведено без учета оказания услуг общественного питания. По информации прокурора города Региональной энергетической комиссией края исключены экономически необоснованные затраты ООО «КрасКом» на сумму свыше 42 млн рублей.
Прокуратурой края установлены факты включения в расходную часть тарифа на подвоз воды МУП ЖКХ «Солонцы» экономически необоснованных затрат на текущий ремонт и техническое обслуживание автомобиля, приобретение для него топлива, занижения объема полезного отпуска воды потребителям. В результате их исключения из тарифа стоимость подвоза воды удалось снизить более чем в 2 раза.
В 2014-2015 гг. организованы проверки законности установленных ООО «КРЭК» тарифов, в ходе которых выявлены факты включения в тариф на передачу электрической энергии общехозяйственных затрат на оказание услуг вневедомственной охраны, аудиторских, почтовых, транспортных, юридических и информационных услуг, обслуживание автомобилей, их страхование и т.д., при фактическом использовании таких услуг в проектной и строительной деятельности компании.
В результате предоставления ООО «КРЭК» в орган регулирования недостоверных сведений о расходах на приобретение и доставку топлива для СЦТ п. Солнечный при установлении тарифов на тепловую энергию на 2013 и 2014 гг. в необходимую валовую выручку предприятия включены экономически необоснованные затраты.
По результатам рассмотрения актов прокурорского реагирования при формировании тарифов ООО «КРЭК» на 2015 год РЭК края исключены непонесенные затраты предприятия на инвестиционную программу на сумму свыше 150 млн рублей, снижен тариф на тепловую энергию для потребителей ЗАТО п. Солнечный на 2015 год на 400 рублей за Гкал.
По выявленным прокуратурой края фактам продажи ООО «КРЭК» доли в уставном капитале дочернего общества по заниженной стоимости, расходованию средств инвестиционной программы в сфере электроэнергетики на строительство учебно-тренировочного лагеря, который использовался бывшим руководством общества как база отдыха, возбуждено и расследуется уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного ст.ст. 159, 201УК РФ.
Аналогичная работа была продолжена и в 2015 году. Горрайпрокурорами в 2015 году нарушения законодательства о ценообразовании на коммунальные услуги установлены в 75 организациях, осуществляющих свою деятельность на территории края, на сумму свыше 1,8 млрд рублей.
В настоящий момент с участием представителя прокуратуры края РЭК края рассмотрено 24 информации, по результатам рассмотрения которых исключено более 960 млн рублей.
Например, в результате принятых прокурором Советского района г. Красноярска мер реагирования из тарифа ООО «КраМЗэнерго» на тепловую энергию РЭК края исключены экономически необоснованные затраты на сумму свыше 66 млн рублей.
По инициативе прокуроров Центрального и Ленинского районов г. Красноярска из тарифа ПАО «Красноярскэнергосбыт» и ОАО «Красноярская ТЭЦ -1» исключены затраты на управление обществами аффилированными лицами на сумму свыше 120 млн рублей.
При этом, необходимая валовая выручка ПАО «Красноярскэнергосбыт» также откорректирована органом регулирования на сумму свыше 100 млн рублей в связи с экономией средств по отдельным статьям затрат за 2014 год.
Одной из причин складывающейся ситуации на территории края в сфере ценообразования на коммунальные услуги является ненадлежащее исполнение возложенных полномочий органами государственной власти края.
Проведенные проверки показали, что на территории края Региональной энергетической комиссией не всегда в полном объеме реализуются полномочия в сфере государственного регулирования тарифов организаций коммунального комплекса края, осуществления государственного контроля. По-прежнему, допускаются факты непринятия мер по исключению экономически необоснованных затрат при утверждении тарифов на коммунальные услуги.
Так, в нарушение п. 45 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 № 1075, Региональной энергетической комиссией края в необходимую валовую выручку ООО «ФармЭнерго» на 2015 год включены экономически необоснованные затраты на аренду имущества, используемого при выработке тепловой энергии, на сумму свыше 16 млн руб.
Неэффективен контроль Министерства строительства и ЖКХ края за реализацией инвестиционных программ Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства края (далее — Министерство), допускаются факты их незаконного утверждения, создаются дискриминационные условия для отдельных ресурсоснабжающих организаций.
В связи с допущенными нарушениями закона прокуратурой края внесено представление председателю Правительства края, которое рассмотрено, 1 должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности. Приняты меры к устранению нарушений закона.
Прокуратурой края обращалось внимание и на соблюдение прав субъектов предпринимательской деятельности в указанной сфере.
По инициативе прокуратуры края антимонопольным органом привлечено к ответственности министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства края за ограничение конкуренции в сфере теплоснабжения, связанное с незаконным отказом в утверждении инвестиционной программы для ООО «Региональная тепловая компания».
Проведенная в 2015 году проверка соблюдения федерального законодательства при установлении Правительством края цен на сжиженный газ, реализуемый населению, показала, что Правительством края нарушаются сроки рассмотрения заявлений газоснабжающих организаций об установлении соответствующих тарифов, документы об установлении тарифов принимается не уполномоченным органом. Одной из причин сложившейся ситуации является отсутствие правового регулирования порядка и сроков взаимодействия органов государственной власти края.
Положения регионального законодательства, регулирующие предоставление субсидий газоснабжающим организациям края для возмещения расходов, связанных с реализацией сжиженного газа населению для бытовых нужд по государственным регулируемым ценам, содержат нормы, ограничивающие конкуренцию на данном рынке. Выплата субсидий производилась в отсутствие установленного на региональном уровне порядка расчета ставки субсидирования.
По результатам рассмотрения представления прокуратуры края органами государственной власти принимаются меры по изменению региональных нормативных правовых актов.
Полное устранение всех выявленных нарушений закона находится на контроле прокуратуры края.
Работа в указанном направлении будет продолжена и в 2016 году.
Прокуратура Красноярского края
Источник:
Нет комментариев. Ваш будет первым!