Два пути Ильи Рау

14 декабря 2012 - Администратор
article893.jpg

Ему всего 11 лет, но за свои выступления на вокальных, теоретических и фортепианных конкурсах городского, краевого, регионального, всероссийского и международного уровней он уже получил 37 наград, в том числе более десятка – дипломов лауреата. Пять лет он учится в ДМШ № 2, где давно входит в группу учащихся, на которых преподаватели рекомендуют детям равняться. При этом Илья остаётся лучистым и обаятельным мальчиком. С ним приятно говорить, его всегда приятно видеть на сцене. Когда он поёт, то настолько искренен, что его выступление невозможно оставить без аплодисментов. Когда он подходит на сцене к роялю, то ведёт себя совершенно иначе – словно прячется за музыку, что польётся на этот раз из-под его пальцев. Такое чувство сцены специалисты считают очень редко встречающейся особенностью артистизма.

Илья Рау начал свою сценическую карьеру в 7-летнем возрасте. Впервые выступил перед широкой публикой как вокалист, но буквально через два месяца вышел на сцену и как подающий надежды пианист. Вокальные данные позволили ему дойти до самых высоких вершин – победы в 2011 году в Санкт-Петербурге на международном конкурсе-фестивале «Балтийское созвездие» и победы 2010 года на международном конкурсе-фестивале «Синеокая Анапа», когда он получал свой победный диплом из рук председателя жюри Иосифа Кобзона. Впрочем, преподаватели по фортепиано считают не менее высокими и его достижения как пианиста. В доказательство они приводят Благодарственное письмо за исполнение пьесы Амирова, которое Илья получил в 2011 году на Красноярском международном музыкально-театральном конкурсе-фестивале «Надежда», его диплом лауреата 2012 года на Красноярском межрегиональном конкурсе-фестивале юных исполнителей имени легендарного преподавателя Н.Л.Тулуниной и успехи на прослушиваниях в Красноярском колледже искусств им. П.И.Иванова-Радкевича. Очень ценят они также успехи Ильи на зональной и краевой олимпиадах по сольфеджио 2011 и 2012 годов, ведь этот предмет свидетельствует о природной музыкальности, как никакой другой.
На фоне треволнений своего ближайшего окружения Илья выступает как вокалист на городских праздниках и готовится к очередному конкурсу юных пианистов.

ДЕЛАТЬ МУЗЫКУ
По словам мамы Ильи Татьяны Николаевны Чернобровой, в мир музыки он запросился очень рано. Как-то родители подарили Илье детский рояль, но «потыкав» в него пальцами, сын тут же запросил у мамы что-то другое, объяснив, что он хочет такой инструмент, чтобы тот «делал музыку». Любовь к любознательному малышу заставила родных не только купить ему пианино, но и нанять педагога, и до поступления в музыкальную школу Илья обу­чался игре на фортепиано дома. На вступительных экзаменах в музыкальную школу он сразу понравился и преподавателю по фортепиано Ольге Васильевне Чуриловой, и преподавателю по вокалу Вере Михайловне Лейше. Посоветовавшись, они предложили маме и бабушке отдать сына в класс фортепиано, а в качестве предмета по выбору избрать вокал. Татьяна Николаевна привыкла доверять профессионалам, и Илья сразу начал специализироваться в двух направлениях.
- Нет, он от других детей отличается, — отвечает на прямо поставленный вопрос Ольга Васильевна Чурилова. – Мне нравится, что Илья очень серьёзно и вдумчиво подходит к каждому новому произведению. Обязательно начитается книг или статей о композиторе, изу­чит особенности эпохи, когда тот творил. В результате главное, чему Илью не приходится учить, это дух музыкальной эпохи – он чувствует его очень тонко. Мне нравится его любознательность – ему интересны все композиторы-гении. Он никогда не спутает музыкальный шипотреб с музыкальным шедевром – это тоже у него на уровне подсознания. Единственное, с чем мы долго «бились», была постановка рук, но уже два года я и за это спокойна. И ещё мне очень хочется сказать много добрых слов о его маме. У Татьяны Николаевны нет музыкального образования, но она очень музыкальна, и это помогает сыну. И ещё она очень преданный своему талантливому ребёнку родитель. Татьяна Николаевна и не мешает ему, и всегда – первый его слушатель, первый восторженный ценитель каждого нового творческого достижения сына. Это очень важно для юных музыкантов. Им должно быть психологически комфортно не только в музыкальной школе, но и дома.
В музыкальной школе созданы очень хорошие условия для творческого роста учащихся, о чём можно судить и по 17 грамотам Ильи. Это дипломы I и II степеней за сольное и ансамблевое исполнение на школьном конкурсе современной музыки «Звуки времени» и творческом состязании «Классик-тайм», гран-при конкурса «Джазомания» и гран-при олимпиады по сольфеджио, только грамоты за I место в ежегодном конкурсе на лучшее исполнение этюда. Есть в этой заботливо собранной мамой подборке и грамоты за активную концертную деятельность.

ЗАГАДКА СЦЕНИЧЕСКОЙ ХАРИЗМЫ
Умение захватить внимание зала и к концу исполнения покорить слушателей – подлинное таинство искусства. У Ильи это получается давно и, как кажется, без особых усилий. Помню, как после успеха в Анапе он пел песню «Я вернусь победителем» перед членами клуба ветеранов ЛЛДК № 1. Уважаемые ветераны сидели за прекрасно накрытыми по случаю очередного праздника столами и, в общем-то, были больше склонны обедать и вести беседы с ближайшими соседями по застолью. Но когда на импровизированную авансцену вышел одетый в военную форму Илья и, лихо вышагивая то влево, то вправо, начал петь свою задорную песню, разговоры за столом быстро стихли даже за самыми дальними от него столами. А провожали ветераны юного вокалиста такими бурными аплодисментами и восторженными возгласами, словно он был либо правнуком одного из членов их клуба, либо их «сыном полка».
Точно так же воспринимала его и большая аудитория членов городского литературного клуба и их друзей на презентации первого художественно-публицистического альманаха Лесосибирска «Радуга». Члены клуба уже получили свои авторские экземпляры и листали альманах, выискивая собственные публикации, как был объявлен выход Ильи. Выступал он с одной из своих любимых песен «Ветер-бродяга», которая принесла ему победу в Санкт-Петербурге. И нужно было видеть, как зрители, один за другим отвлекаясь от своего занятия, начинали следить за резвым мальчишкой, распевавшим о весёлом ветре, и как дружно они ему аплодировали, переспрашивая друг у друга, как зовут этого юного певца.
- Да, сцена его буквально преображает, — свидетельствует мама Ильи. – Помню, как он выступал в Санкт-Петербурге. Мы приехали днём и до вечера, когда надо было выступать, не успели ни отдохнуть толком, ни даже поесть. Я очень устала и, казалось, что и у Ильи не хватит сил на выступление. Но только его объявили, откуда что взялось! Глаза загорелись, и он чуть ли не полетел на сцену! И прыгал и бегал по ней так, словно не было тяжёлого дня!
Примечательно, что Илья любит больше выступать перед большой аудиторией.
- Мне больше нравится, когда людей много – тогда больше тепла от зала идёт, — признаётся он.

ВЫБОР БУДЕТ ЗА НИМ
Когда у педагогов появляется возможность работать с талантливым ребёнком, они считают это даром судьбы. Хороший педагог любого своего ученика считает талантливым и развивает его способности изо всех сил, а к одарённому ученику относится как к хрустальному сосуду, который надо бережно хранить и всегда держать кристально чистым. Талант – дар, который может испортить и ранняя слава, и неправильно выбранный в искусстве путь. Противоядий против этого жизнь тоже изобрела немало, и одно из них – самостоятельность суждений самого ученика.
Илья Рау с юных лет нравится своим педагогам разумным и взвешенным подходом к занятиям музыкой. Ещё в дошкольном возрасте он привык делить своё свободное время между музыкой и спортом. Занятия в секции единоборств привили ему вкус к победе, которую он воспринимает как результат упорного труда и следования советам своего сэнсэя. Недавно он увлёкся лыжным спортом, и это тоже, наверное, неслучайно, ведь лыжные гонки прививают умение успешно преодолевать длинные дистанции.
Илья лишён «звёздной» болезни, а это тоже очень важно. К такому однокласснику легко подойти сверстнику и попросить совета. С таким одноклассником легко играть в ансамбле, потому что он не станет «тянуть одеяло на себя». Сцену Илья воспринимает как своего друга, который ему помогает, а не как врага, заставляющего испытывать расплавляющее сознание волнение. Давно известно, что уверенный в своих силах юный исполнитель очень благостно влияет на детский творческий коллектив.
Доброжелательность и любознательность Ильи, его умение широко распахнуть душу зрителю уже оценили преподаватели Красноярского колледжа искусств им. П.И.Иванова-Радкевича. Илья с мамой не раз приезжали к ним и всегда встречали благодушный приём. Благодаря краевой программе «Одарённые дети» и городской программе «Культура Лесосибирска. Шаг в будущее» Илью хорошо знают в краевых министерствах общего образования и культуры. За активную концертную деятельность и постоянное участие в творческих конкурсах краевое министерство образования поощрило Илью Рау и Артёма Лейше поездкой в Москву на Президентскую ёлку. Впервые, наверное, нашим юным исполнителям не пришлось заботиться в пути о сохранности голосовых связок и рук перед выступлением и довелось просто по-человечески повеселиться в Кремле на замечательном празднике.
Судьба музыканта – не из лёгких, но Илья Рау её уже для себя выбрал. Придёт время, и мы точно узнаем, станет ли он замечательным эстрадным певцом или не менее успешным последователем самой уважаемой в нашем крае школы фортепианного исполнительства. Когда тебе 11 лет, то всё кажется возможным. А когда юный исполнитель умеет слышать не только музыку, публику, но и то, что ему подсказывает данный свыше дар, нет сомнений в том, что выбор этого юного музыканта даст ему возможность и дальше идти по жизни лишь к новым творческим успехам.

Тамара ПОПОВА

 


Источник:Газета "Заря Енисея"

Похожие статьи:

НовостиТриумф классики

НовостиПять юбилеев

НовостиНе обретается ни в одной стране

НовостиЗолотой приз «Веснушек»

НовостиГод после открытия обновлённого зрительного зала

Рейтинг: 0 Голосов: 0 1323 просмотра

Нет комментариев. Ваш будет первым!